Завершение создания космических средств первого поколения
К началу 1970-х гг. обстановка в нашей стране и в странах западного мира не оставляла сомнений в том, что военно-техническое противостояние в области стратегического вооружения и ракетно-космической техники будет все более обостряться. Ракетная промышленность США наращивала выпуск и постановку на боевое дежурство ядерных ракет.
Число военно-космических комплексов и систем, находившихся в оперативном использовании в США, устойчиво превышало число аналогичных комплексов, вводимых в СССР. Ожидалось, что к середине 1970-х гг. в США эти показатели достигнут предельных значений. СССР должен был достичь паритета с США по космической технике благодаря завершению создания космических средств первого поколения.
Ракетно-космическая промышленность СССР строила свою работу исходя из важнейшей задачи - обеспечения должной защищенности страны от угроз НАТО, форсированного наращивания ракетно-ядерного потенциала Советского Союза, что требовало очень высоких показателей научно-производственной отрасли и высоких темпов создания и сдачи на вооружение новейших видов техники.
При этом развивался комплексный характер отрасли: все важнейшие кооперации как по НИОКР, так и по производству были сосредоточены в MOM, что диктовало необходимость собрать в составе министерства соответствующие предприятия и организации других министерств (МОП, МАП, МРП и др.). Требование не отстать от потенциального противника обусловило очень высокую долю НИР и ОКР в общем объеме задач Минобщемаша. Для выполнения поставленных перед министерством задач потребовались системный подход к вопросам управления и регулирования в отрасли, создание четкой системы управления, прежде всего НИР и ОКР, а также эффективный контроль за выполнением планов НИОКР, поставок, обеспечения эксплуатации и гарантирование безусловной надежности техники.
Структура отрасли, схема управления ею, система планирования НИОКР во вновь созданной отрасли должны были отвечать этим высоким требованиям.
За время, прошедшее с образования министерства, была проделана большая организационная работа. В структуре министерства появилось восьмое главное управление по планированию и координации НИОКР, были более строго распределены предприятия между главными управлениями.
В число головных предприятий, поставляющих конечную ракетно-космическую продукцию государственным заказчикам, в рассматриваемый период входили: ЦКБЭМ (г. Калининград, Московская обл.); КБ "Южное" (г. Днепропетровск); завод им. М.В. Хруничева (г. Москва); КБ прикладной механики с заводом (г. Красноярск); ПО "Полет" (г. Омск); ОКБ завода им. С.А. Лавочкина (г. Химки, Московская обл.); завод "Прогресс" (г. Куйбышев); завод "Арсенал" (г. Ленинград) и др.
Министерством общего машиностроения интенсивно проводились опытно-испытательные работы, сдавались на вооружение новые космические комплексы и системы, осуществлялись запуски научных спутников, активно разрабатывались программы использования спутников в интересах народного хозяйства. Расширялось международное сотрудничество. Пять лет деятельности министерства подтвердили своевременность проведенных организационных мероприятий, особенно в части образования тематических направлений по разработке космических систем, базирующихся на научно-техническом заделе головных предприятий. Вместе с тем в космической программе оставались еще серьезные узкие места:
недостаточно интенсивно развивалась программа пилотируемых полетов кораблей "Союз" и станций "Салют" на низких околоземных орбитах. Она сдерживалась тем, что многие ресурсы отрасли все еще были направлены на продолжение работ по пилотируемой экспедиции на Луну, в то время как после высадки американцев на поверхность Луны в 1969-1972 гг. эта экспедиция становилась все менее привлекательной для высшего руководства страны с точки зрения ее использования в пропагандистских и политических целях;
не была выработана ясная программа создания перспективных ракет-носителей, позволяющая сократить номенклатуру имеющихся средств выведения и создать новые благоприятные условия для освоения перспективных орбит;
оставались незавершенными разработки ряда космических комплексов и систем, окончание которых намечалось на конец 1960-х гг.;
не были отработаны оптимальные структура серийного производства и специализация заводов применительно к головным НИИ и КБ.
Эти и другие важнейшие задачи определяли деятельность Минобщемаша в первой половине 1970-х гг. Как будет видно далее, энергичное руководство министерства сумело справиться с важнейшими из них.
В период с 1971 по 1976 г. были закончены испытания 14 комплексов первого поколения, которые были сданы Министерству обороны. В их число входили комплексы радиотехнического наблюдения "Целина-О", "Целина-Д",УСП, комплекс радиолокационного наблюдения УСА, две модификации комплекса фотонаблюдения "Зенит", геодезический комплекс "Сфера", навигационно-связная система "Циклон", две системы ведомственной связи "Стрела", система связи "Корунд", а также разработанные в этот период топографический комплекс "Зенит-4МТ", космическая навигационно-связная система "Циклон-Б", вспомогательный комплекс для отработки средств ПКО "Лира".
Комплекс "Зенит-4МТ" был разработан Куйбышевским филиалом ЦКБЭМ MOM на базе модернизированного комплекса фотонаблюдения "Зенит-4М" для решения топографических задач. На космическом аппарате устанавливались специальный фотоаппарат СА-106 разработки Красногорского механического завода, лазерный высотомер и доплеров-ская аппаратура разработки НПО "Радиоприбор". Эскизный проект был выпущен еще в 1968 г. Летные испытания на РН "Союз" начались в 1971 г. на полигоне Плесецк. Они продолжались четыре года и успешно завершились в 1975 г., а в 1976 г. комплекс "Зенит-4МТ" был принят на вооружение.
Опыт, полученный при создании и опытной эксплуатации космической навигационно-связной системы "Циклон", позволил еще в 1967 г. приступить к разработке боевой системы с повышенными техническими и эксплуатационными характеристиками "Циклон-Б". Работы выполнялись сложившейся кооперацией исполнителей и имели целью создание системы, обеспечивающей навигацию и дальнюю двустороннюю радиосвязь с активной ретрансляцией через космические аппараты для подводных лодок и надводных кораблей в любом районе Мирового океана. Летные испытания этой системы проводились под руководством той же Государственной комиссии, которая руководила испытаниями системы "Циклон". По результатам испытаний система была сдана на вооружение в 1976 г.
Вспомогательный комплекс "Лира" был разработан КБ "Южное" (главный конструктор В.М. Ковтуненко, КБ-3) в целях организации космической мишенной обстановки для обеспечения натурных испытаний комплекса ИС, создававшегося по заказу войск противоракетной и противокосмической обороны. Он представлял собой комплекс с простейшим спутником, оснащенным системой регистрации попадания в него поражающих элементов. Впервые летные испытания с поражением спутника на орбите были проведены в августе 1970 г. Комплекс был сдан в эксплуатацию в 1973 г. и эксплуатировался до 1983 г., когда в одностороннем порядке Советский Союз заявил о прекращении испытаний комплекса ПКО.
По программе долговременных орбитальных станций (ДОС) в 1971 г. на орбиту была выведена первая в мире станция "Салют", разработанная ЦКБЭМ с использованием имеющегося задела по конструкции герметичного корпуса станции "Алмаз" и бортовым системам кораблей типа 7К. Одновременно в ЦКБМ были продолжены работы по созданию в интересах Министерства обороны орбитальной станции "Алмаз" для ведения комплексного наблюдения с орбиты искусственного спутника Земли. В Соединенных Штатах Америки в этот период наряду с выполнением грандиозной программы высадки человека на Луну велись обширные работы по орбитальным космическим станциям. НАС А приступило к созданию станции "Скайлэб". ВВС США предприняли разработку военной пилотируемой космической программы "Джемини-В/МОЛ". По проекту ВВС предусматривалась модификация корабля "Джемини" с целью приспособления его для челночных операций, обеспечивающих функционирование станции МОЛ, запускаемой отдельно. Корабль "Джемини" представлял собой двухместный космический корабль, разработанный для НАС А и применявшийся в середине 1960-х гг. при подготовке к полетам на Луну по программе "Аполлон". Аппарат выводился на орбиту ракетой-носителем "Титан-2".
Хотя проект "Джемини-В/МОЛ" выглядел многообещающим, ВВС в 1969 г. отложили его реализацию из-за предполагаемой неперспективности, недостаточной обоснованности и нехватки ассигнований. Кроме того, уже в это время началась разработка системы "Спейс шаттл", и ВВС вошли в частичную кооперацию с НАСА, оговорив, что им будет принадлежать треть запусков при ее использовании. Представлялось, что этот проект будет иметь большое будущее.
Работы по созданию пилотируемого комплекса "Алмаз" к началу 1973 г. подошли вплотную к летным испытаниям, чему немало способствовали результаты полета первой станции "Салют". ЦКБМ, взявшееся в 1964-1965 гг. за реализацию идеи создания ДОС, в своих начальных проработках показало, что возможности производства по изготовлению создаваемой на предприятии РН типа УР-500 могут быть использованы и для изготовления элементов конструкции крупногабаритной орбитальной станции, предназначенной, в том числе, и для комплексного наблюдения наземных объектов из космоса. При этом под комплексным наблюдением понималось обеспечение возможности наблюдения из космоса за интересующими объектами при одновременном получении информации в нескольких диапазонах длин волн с помощью различных типов специальной аппаратуры. Исходя из имевшихся возможностей в комплектацию станции включили фотоаппаратуру высокого разрешения, инфракрасную аппаратуру и оптический визир для осуществления наблюдения космонавтом. Вся эта аппаратура была уже разработана и поставлена.
Начала испытаний ожидали с большим нетерпением, особенно в Министерстве обороны, для оценки эффективности и оперативности комплексного наблюдения с орбитальной пилотируемой станции.
В январе 1973 г. первая ОПС "Алмаз" была доставлена на космодром Байконур, а 3 апреля под названием "Салют-2" ее вывели на орбиту. На 13-е сутки полета, 15 апреля, произошла внезапная разгерметизация отсека ОПС, затем перестала поступать телеметрическая информация. 29 апреля ОПС прекратила свое существование. 25 июня 1974 г. с космодрома Байконур ракетой-носителем "Протон" был произведен запуск второй орбитальной станции "Алмаз" ("Салют-3"). 4 июля на станцию космическим кораблем "Союз-14" был доставлен экипаж в составе космонавтов П.Р. Поповича и Ю.П. Артюхина. Экипаж в течение 15 суток осуществлял проверку аппаратуры станции, выполнил экспериментальную программу по наблюдению за земной поверхностью, получил данные для оценки возможности ведения таких наблюдений на постоянной основе. Были проведены медико-биологические исследования. После возвращения на Землю космонавтов 19 апреля проводились исследования и эксперименты по отработке бортовой аппаратуры и принципов дистанционного управления станцией "Салют" в беспилотном режиме.
|