Никому точно не известно, когда у человека появилась мечта окос-мосе и космических полетах. Вероятнее всего, что это произошло еще на заре человеческой истории. В то время, когда наш предок натянул тугую тетиву лука, чтобы послать в полет стрелу, мечта уже опережала действительность. Сказки о полете подобно птице и о ковре-самолете сопровождали целые поколения людей всю их жизнь и звали вперед иввысь.
Мечта о полетах стара так же, как и человечество. Мечта одухотворяет, дает человеку крылья, удесятеряет силы, позволяет приподнять завесу над вечно манящим и загадочным неизвестным. Люди хотели взлететь к Солнцу, к звездам, увидеть бесконечно далекие миры, мерцающие в ночном небе.
На протяжении тысячелетий люди думали об этом, но им пришлось пройти очень долгий путь, прежде чем мечта смогла осуществиться. Ну асначала была только фантазия. Самым первым из самых знаменитых фантазеров был Лукиан Самосатский. Он написал несколько трудов окосмических путешествиях. Один из таких опусов назывался «Истинные истории» и рассказывал о путешествии на Луну. Еще одно известное произведение Лукиана имеет название «Экароменнип». Оно повествует о полете человека в космос. Летательный аппарат был запущен сгоры Олимп.
Многие авторы писали о фантастических космических полетах. Среди них были и ученые, и священнослужители, и писатели-фантасты. Каждый из них внес свою лепту в описание звездного неба, полетов к неведомым планетам, различных космических и галактических катастроф.
Первые научные изыскания и разработки, посвященные космосу и космическим полетам, принадлежат перу Константина Эдуардовича Циолковского (1857-1935) (рис. 68), русского ученого, изобретателя, основоположника современной космонавтики.
Родился Константин Эдуардович в семье титулярного советника Эдуарда Игнатьевича и Марии Ивановны Циолковских в городе Рязани. Когда ему исполнилось 9 лет, он тяжело заболел скарлатиной. Болезнь оставила страшное осложнение — мальчик частично оглох. Как писал впоследствии сам Циолковский, «наступили самые грустные, самые темные времена моей жизни». В 1868 году его отца перевели из Рязани в Вятку и назначили учителем землемерно-таксаторских классов при Вятской гимназии. Через год Константина вместе с его младшим братом Игнатием отец определил в первый класс мужской Вятской гимназии. Будущий ученый не блистал успехами в учебе, за шалости часто попадал в карцер. Во втором классе его оставили на второй год, а из третьего выгнали совсем. Вместе с несколькими своими одноклассниками его отчислили для поступления втехучилище.
Никуда больше учиться он не пошел, потому что совсем не слышал учителей. Дома с ним занималась мама, Мария Ивановна. Это она научила его читать и писать, дала начальные знания по арифметике. Когда Косте было 13 лет, его мама умерла. Горе сразу же придавило осиротевшего мальчика. С отцом у него отношения были совсем не те, что сма-терью. Она часами занималась с сыном, чтобы он не чувствовал себя калекой, обиженным и ущемленным. Но отец этого не делал, и лишенный поддержки мальчик стал учиться все хуже и хуже. Ну а потом наступил день, когда его отчислили из гимназии.
Константин не расстроился. Он сказал, что вынужден был променять плохие отношения с учителями на многолетнюю дружбу с книгами. Уне-го появилось сильное желание «искать великих дел, чтобы заслужить одобрение людей и не быть столь презренным.».
Примерно с 14-15 лет Циолковского стали интересовать точные науки: физика, химия, механика, астрономия и пр. Единственное, что не давало идти ему вперед, — это отсутствие нужных книг. Поэтому по большей части ему приходилось размышлять исходя из прочитанного. Вскоре ему попалась книга «Физика», автором которой был француз Гано. Она очень заинтересовала пытливого юношу. Он принялся штудировать ее страницы. Добравшись до заглавия, в котором стояло только одно слово — «Аэростаты», Константин насторожился.
В этой главе рассказывалось об истории и устройстве воздушных шаров. Но то, что он прочитал в конце, очень его расстроило. Автор писал: «. истинной пользы от аэростатов можно ждать только тогда, когда найдутся средства управлять ими. Все подобные попытки до сих пор оказывались безуспешными.» В связи с этим у Циолковского возникло множество вопросов, решением которых он занимался всю свою жизнь.
Однако прочитанное глубоко запало ему в душу, и под впечатлением этого он решил построить небольшой шар, наполненный водородом. Но из этой затеи ничего не получилось, потому что не было водорода. Через некоторое время «изобретатель» понял, что шар все равно бы не полетел: он хотел сделать его оболочку из пористой бумаги, а она не удержала бы газ. Стало быть, нужен какой-то другой материал для этих целей. Мысль о металлической оболочке придет к нему уже в зрелом возрасте. А пока он стал заниматься другими проблемами.
У них в доме было много книг, принадлежавших отцу. Они касались землемерного дела. Однажды Константин просматривал одну из таких книг, и его заинтересовало определение расстояний до недоступных предметов. В книге имелся рисунок и описания одного прибора, который юноша и изготовил. Это была астролябия — угломерный инструмент. Конечно, она была очень несовершенной, но работала! Циолковский попробовал измерить при помощи своего изделия расстояние до ближайшей пожарной каланчи. Он навел астролябию на вышку и установил: расстояние равно 400 аршин. После этого он промерил данное расстояние при помощи шагов — все сошлось. Как он говорил впоследствии, «я поверил теоретическому знанию».
После того как Константин потерял слух, у него появилась привычка все мастерить своими руками. Особенно он любил делать игрушки. Материалом для этого ему служили бумага и картон. Склеивал он вырезанные части с помощью клея и сургуча. Однажды Костя увидел на базаре токарный станок и захотел сделать такой же. Все знакомые говорили, что у него ничего не получится, но они не знали, какой у парня сильный характер. Через некоторое время он уже вытачивал деревянные детали для своих будущих машин.
Отец юноши, Эдуард Игнатьевич, изменил свое мнение о сыне. Но совсем он зауважал его, когда Костя поспорил с одним из приятелей своего отца. Этот человек построил «вечный двигатель», схема которого выглядела настолько правдоподобно, что об этом изобретении написали даже петербургские газеты. Но Костя Циолковский обнаружил ошибку, допущенную изобретателем. С присущей ему настойчивостью и прямотой он доказал несостоятельность этого проекта. Это был, пожалуй, самый первый бунт юного исследователя против устоявшихся авторитетов.
Иногда он затевал разговоры с отцом на темы о космических полетах. Но отец считал все эти мечты крамольными бреднями и всегда обрывал сына. Позднее Костя напишет в своей книге: «Мысль о сообщении с мировым пространством не оставляла меня никогда». Когда ему исполнилось 16 лет, он поставил перед собой очень благородную цель — разработку идеи о космических путешествиях.
Но для того чтобы осуществить все это на практике, нужны были знания и деньги. Об этом думает не только юноша. Его отец также все чаще задумывался над тем, что у его сына явно имеются отличные способности и необычный склад ума. Для того чтобы на него обратили внимание знающие люди, нужно послать сына в Москву или Петербург. Но где взять для этого денег? Эдуард Игнатьевич лелеял мысль, что его сын экстерном сдаст экзамены за техническое училище или построит какую-нибудь удивительную машину. И тогда все профессора увидят, какой он умный и способный, и примут участие в его судьбе.
Отец собирает все деньги, какие может, тетка печет на дорогу пироги, и Константина отправляют в Москву. Чем она его встретит?
Приехав в Москву, он пошел не спеша по городу, так как денег на извозчика у него не было. Он искал квартиру, которую можно было снять за те небольшие деньги, что у него были. Проходив несколько часов, он наконец нашел, что искал. Хозяйка квартиры была не намного богаче своего постояльца и зарабатывала себе на жизнь стиркой. Оставив вещи, Циолковский пошел опять бродить по Москве. Сначала он дошел до университета, расположенного на Моховой. Как он хотел бы учиться в нем! Но не суждено. Его университетом стала Румянцевская библиотека.
|