Cоздание в США пилотируемого транспортного космического корабля многоразового использования (МТКК) «Спейс Шаттл» (англ. Space Shuttle — космический челнок) связывают с началом нового этапа космических полетов. В отличие от дорогостоящего космического комплекса «Аполлон» — «Сатурн», разработка которого во многом определялась соображениями престижного характера, «Спейс Шаттл» создавался с учетом требований экономичности проведения космических операций.
Сходный по размерам с коммерческим авиалайнером DC-9, «Шаттл» по существу является самолетом с ракетными ускорителями, в котором воплощен ряд новых технических решений. Кроме космического самолета система выведения включает два твердотопливных ракетных ускорителя и большой топливный бак.
«Шаттл» стартует вертикально, причем жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), установленные на космическом самолете, и твердотопливные ускорители запускаются одновременно. На некоторой высоте ускорители отделяются и возвращаются для повторного использования. После отделения ускорителей космический самолет, называемый «Орбитер», с подвесным баком продолжает полет по расчетной траектории выведения. Незадолго до выхода на орбиту основные ЖРД отключаются, бак отделяется и не возвращается, являясь единственным одноразовым элементом системы.
Во время орбитального полета маневрирование космического самолета обеспечивается ракетными двигателями системы орбитального маневрирования («ОМС»), установленными в кормовой части фюзеляжа самолета. Ориентация самолета на орбите осуществляется двигателями малой тяги:
После выполнения космических операций двигатели «ОМС» сообщают космическому самолету тормозной импульс, он сходит с орбиты, совершает планирующий полет в атмосфере, покрывая расстояние примерно в одну пятую длины окружности земного шара, и совершает горизонтальную посадку в Центре космических полетов им. Кеннеди на аэродромной полосе длиной 5 км.
Космический самолет — самый тяжелый из когда-либо созданных планирующих аппаратов. Его сухой вес 68 т, он рассчитан на выведение полезных грузов массой до 29,5 т, размещаемых в грузовом отсеке длиной 18,3 м.
Такие характеристики космического самолета позволят разместить на нем создаваемую Европейским космическим агентством пилотируемую космическую лабораторию «Спейслэб» с открытой платформой для научных приборов. По мнению специалистов НАСА, «Спейс Шаттл» заменит все существующие американские ракеты-носители одноразового использования («Атлас-Центавр», «Дельта», «Титан-ЗС», «Титан-3 -Центавр»), кроме ракеты «Скаут».
В перспективе предполагается использовать корабли типа «Шаттл» как транспортное средство для создания постоянно функционирующих космических станций.
|