После полета Н. Н. Рукавишников так описал возникшую аварийную ситуацию: «До сближения все шло нормально. Было пять включений двигателя. Причем первый импульс длился 61 секунду. Характер работы двигателя — ровное шипение, едва заметное ускорение — не вызвал сомнений в его надежности. Но при сближении двигатель отработал всего 3-4 секунды вместо шести, и мне показалось, что пусковой толчок был неровным. Мы были в 3 километрах от станции. Трижды включали двигатель, поняли, что давление в камере сгорания меньше нормы».
Впервые за все время осуществления программ пилотируемых полетов двигатели корабля оказались неисправными. Поскольку космическая техника очень сложная, кроме того, практически невозможно создать на Земле такие условия, которые могут быть в ходе космического полета. Космонавты в ходе подготовки к полету проигрывают всевозможные ситуации, которые могут возникнуть по разным причинам.
Одна из них — отклонение от штатного режима сближения. Рукавишников и Иванов были готовы к такой неожиданности и прекрасно владели собой в эту минуту. Но впереди у них была сложная работа. По совету из ЦУПа они сняли скафандры и пока отдыхали, а специалисты на Земле стали готовиться к посадке корабля.
Особенность данного момента состояла в том, что сближающе-кор-ректирующая двигательная установка, которая оказалась неисправной, не могла быть использована для торможения корабля перед сходом сор-биты при посадке. Нужно было выполнять эту операцию при помощи резервной тормозной двигательной установки.
ЦУП разработал и передал на борт космического корабля подробные инструкции для экипажа. Перед посадкой еще и еще раз уточнялась последовательность действий экипажа, были проверены все системы корабля. На Земле были приведены в готовность все поисково-спасательные средства. Было решено сажать спускаемый аппарат ночью.
Космонавты надели скафандры, закрыли люк между спускаемым аппаратом и орбитальным отсеком, проверили герметичность. Перед тем как включить резервную тормозную двигательную установку, экипаж сориентировал корабль, развернув его кормой вперед.
При выполнении последнего витка над планетой в 18 часов 47 минут была включена резервная тормозная двигательная установка. С судна «Боровичи», которое курсировало в Южной Атлантике, через спутник «Молния» в ЦУП были переданы оперативные данные о работе двигателя. На 213-й секунде командир корабля Н. Н. Рукавишников выключил двигательную установку. Корабль сошел с орбиты.
На этот раз спускаемый аппарат с космонавтами на борту совершал полет в атмосфере Земли по баллистической траектории, то есть, по сравнению с управляемым спуском, используемым при посадке кораблей «Союз», аппарат более круто входит в атмосферу, а это приводит к увеличению перегрузки.
В 19 часов 35 минут спускаемый аппарат плавно приземлился в 230 километрах юго-восточнее города Джезказгана. В ночных условиях работа поисково-спасательной службы значительно труднее, чем днем. Но поисковики справились с этой задачей блестяще. Их вертолет сопровождал спускаемый аппарат до самого момента посадки. Первый медицинский осмотр показал, что состояние космонавтов хорошее. Вертолеты доставили Рукавишникова и Иванова в Джезказган, где их встретили жители города.
Советско-венгерский экипаж
Двадцать шестого мая 1980 года в 21 час 21 минуту стартовал космический корабль «Союз-36». В его экипаже были: командир корабля, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Валерий Николаевич Кубасов и космонавт-исследователь, капитан Берталан Фар-каш. Прошло 530 секунд, и новый международный экипаж начал свою работу на околоземной орбите. Двадцать седьмого мая 1980 года в 22 часа 56 минут произошла стыковка космического корабля «Союз-36» с орбитальным комплексом, состоящим из орбитальной станции и двух кораблей.
Выполнение программы совместных работ начали в 3 часа ночи. Кубасов и Фаркаш приступили к выполнению экспериментов «Интерферон» и «Исследование распределения микропримесей в атмосфере основных зон станций». Программа «Интерферон» представляла собой исследование белковых веществ, которые образуются в организме человека и животных при заражении вирусом. После этого был произведен эксперимент «Доза» по измерению уровня радиации на пилотируемых аппаратах.
Двадцать восьмого мая вечером международный экипаж начал выполнение эксперимента «Этвеш» по программе работ в области космического материаловедения. На следующий день была сделана серия опытов по программе «Биосфера-М» по исследованию природных ресурсов. Кроме этого, еще одним исследованием в области космической медицины стал эксперимент «Работоспособность», эксперимент «Пневматик» был посвящен изучению перераспределения крови в организме, поиску иотработке профилактических средств.
Потом началось выполнение технических экспериментов. Одним из них был «Деформация». Целью его было определить возможные деформации ( изгиб и скручивание) орбитального комплекса из-за нагрева Солнцем. Вторым техническим экспериментом был «Иллюминатор». Суть его состояла в получении количественной оценки изменения оптических свойств одного из иллюминаторов орбитальной станции.
Целью эксперимента «Заря» было решение задач по спектрометри-рованию и фотографированию горизонта Земли и изучение характеристик атмосферы. При проведении эксперимента «Рефракция» было осуществлено измерение атмосферной рефракции и ее аномалий по фотографиям фигуры Солнца, получаемым во время наблюдений с орбитальной станции его захода и восхода.
Тридцать первое мая на борту станции стал днем геофизики, потому что космонавты проводили эксперимент «Атмосфера». Целью этого эксперимента являлось определение передаточной функции атмосферы, атакже изучение оптических характеристик атмосферы на основе анализа структуры приходящего излучения. Практически в этой же области находилось выполнение эксперимента «Терминатор».
Следующим было проведение эксперимента «Вкус» («Рецептор»). Суть его — изучение воздействия факторов космического пролета на вкусовую чувствительность космонавта. В этот же день международный экипаж проводил работы по подготовке космического корабля «Союз-36» квозвращению на Землю.
Третьего июня 1980 года в 18 часов 7 минут спускаемый аппарат приземлился в 140 километрах юго-восточнее города Джезказган.
|