Сказки о Луне
На том бы, наверное, можно бы и закончить повествование о некоторых странных событиях, связанных с НЛО. Да не тут-то было. Стоило мне опубликовать историю с Нейлом Армстронгом и его расспросами в газете, как тут же посыпались письма читателей. История, получается, задела за живое. Не буду приводить всех посланий, поскольку их квинтэссенцию, как мне показалось, выразил Алексей Викторович Архипов, научный сотрудник Радиоастрономического института НАН Украины.
«Будучи давним поклонником вашего издания, все же вынужден заметить, что популярная тема разумной жизни на Луне не получила должного отражения на его страницах, — писал он. — Так, вместо серьезного освещения этой проблемы читателю предлагается либо безоглядная агитация „за пришельцев на Луне", либо столь же малокомпетентное высмеивание темы. Но дело не в этом, а в том, что подобная про фанация дискредитирует научную проблему, достойную серьезного разговора».
Как основу для такого разговора Алексей Викторович приложил свою монографию-препринт «Проблема поиска разумной жизни на Луне», снабженную библиографическим списком аж в 124 пункта.
На Луне кто-то живет? Поиски разумной жизни на Луне начал еще Г. Галилей, обнаруживший на естественном спутнике Земли кратеры и назвавший их «плотинами», пишет Архипов. И. Кеплер предположил, что кратеры эти и являются лунными поселениями. И впоследствии об обнаружении тех или иных сооружений на Селене сообщали многие астрономы — И. Шретер, Ф. фон Груйтуйзен, Э. Трувело... Вообще мнение о том, что на Луне кто-то живет, было очень популярно в XVII-XIX веках.
Однако по мере развития селенологии становилось ясно, что физические условия на Луне крайне неблагоприятны для существования там такой же жизни, как на нашей планете. Это, в свою очередь, повлекло за собой распространение другой крайности — на Луне нет никакой жизни и быть вообще не может.
Тем не менее сегодня мы точно знаем: в 1969-1972 годах Луна была обитаема — по крайней мере, в те периоды, когда на ней работали члены экспедиции «Аполлон». А это наводит на мысль, что в принципе ничто не мешает высадке на Луну и разумным существам с других планет (или, по крайней мере, присланным оттуда роботам).
Эта простая и логичная идея, четко сформулированная в 1948 году А. Кларком, а затем в 1953 году Д. Лесли, как родилась, так и обсуждалась почти исключительно на страницах популярных, уфологических изданий. А излишняя сенсационность, некомпетентность, склонность к мистификации авторов, публикующихся в таких изданиях, явились одной из причин игнорирования этой проблемы более-менее серьезными учеными.
Тем не менее отдельные специалисты все же отмечали научность такой проблемы. Так, еще в 1962 году И. С. Шкловский на страницах своей известной книги «Вселенная. Жизнь. Разум» сделал любопытное замечание: «Очень изящной нам представляется также мысль Агреста, что инопланетные астронавты могли оставить материальные следы своего посещения на. обратной стороне Луны». Показательно, что эта фраза сохранена во всех последующих изданиях книги, несмотря на многочисленные изменения текста и все более пессимистический взгляд автора на проблему внеземных цивилизаций.
Позицию Шкловского поддержал и известный американский ученый К. Саган. А недавно и Т. Ван Фландерн из Национальной обсерватории США в письме к автору обозреваемого реферата охарактеризовал ситуацию так: «Обнаружение внеземных артефактов имело бы такое большое значение, что, несмотря на долгие споры, мне трудно понять нежелание выполнять даже минимальные исследования». А президент Американского лунного общества Ф. Грэхем заметил: «Я подозреваю, чтЯ „первый контакт" произойдет на Луне, с памятниками, оставленными там.»
Далее в работе Архипова рассматриваются обоснования и методы поиска следов разумной жизни на Селене.
Оказывается, на Луне существуют достаточно хорошие условия для создания некой долговременной исследовательской базы. В самом деле, там, в отличие от Земли, отсутствуют неблагоприятные геологические, атмосферные и биологические факторы, препятствующие длительному функционированию сложной техники, а погружение в лунный грунт — реголит позволяет избежать и опасности ударов метеоритов и космических лучей. Кроме того, база в грунте является не только скрытной, но и хорошо защищена от суточных перепадов температуры.
О том, что на Луне в той или иной мере возможно существование жизни, упоминают еще многие древние источники. «Ослепительная сияющая звезда пересекла лунный (диск), словно радуга», — описывается в древнекитайских письменных источниках история появления на Земле легендарного мудреца Чжуаньсюя. И облик этого пришельца (назовем его так) довольно необычен: ноги его срослись, а на голове торчало копье.
Интересные описания есть в нартском эпосе народов Кавказа. Когда фольклорист Ш. Д. Инал-Ипа обобщил их, то выяснилось примерно следующее. Пришельцы обычно живут в огромном железном доме и сами металлические. Нарт Сазырва питался расплавленным металлом, горящими угольями, а «конь» нарта Алагуана грыз железную руду. Сами нарты и их дома умели летать.
Чем вам не описание какой-то межпланетной экспедиции, прибывшей на ракете и оснащенной роботами, иными механизмами и устройствами для выплавки и переработки металлов?..
Сочинения, появившиеся в более поздние времена, в некоторых случаях содержат сведения о Луне, которые невозможно получить, наблюдая за ней в телескоп или подзорную трубу. Скажем, о том, что толстый слой реголита сильно сглаживает лунный рельеф, люди узнали лишь после космических экспедиций. Между тем уже Плутарх упоминает о «гладких возвышенностях» спутника.
Интересно, что о лунных горах писали также и другие античные авторы — Орфей, Анаксагор, Ксенофан... А в экзотерическом мифе догонских племен (Мали) содержится удивительно точная информация о том, что Луна «сухая и безжизненная». Откуда они об этом узнали?
«Разумеется, древние мудрецы не могли строить ракеты, — пишет А. В. Архипов. — Но это не исключает возможность полетов к Луне в древности. Ведь, например, лошади не понадобилось изобретать и строить корабли, чтобы пересечь Атлантику и попасть из Старого Света в Новый». То есть, говоря иначе, древние, подобно лошадям, могли оказаться просто пассажирами на борту тех кораблей, которые некогда осуществляли разведочные полеты с Луны на Землю и обратно.
Косвенным свидетельством тому, что подобные полеты некогда могли осуществляться, является находка явно земной глины в образце грунта, доставленном с Луны экспедицией «Аполлон-14». Поэтому будущим экспедициям, наверное, стоило бы понастойчивее поискать палеонтологические следы существования разума на Селене.
Впрочем, возможно, будущие экспедиции смогут засечь следы пребывания разума на естественном спутнике Земли и в относительно недалекие времена. Возможно, даже ныне на Луне расположена база, скажем, летающих тарелок, осуществляющих время от времени полеты над нашей планетой.
Говорить об этом заставляют многочисленные аномальные явления, наблюдаемые время от времени земными астрономами: звездообразные и точечные свечения, блики, порой образующие правильные фигуры, быстродвижущиеся образования, перемещающиеся на фоне или в окрестностях лунного диска, и т. д.
Вот, например, одно из свидетельств очевидца. Английский астроном В. А. Фирсов (очевидно, выходец из России. — С. З.) 24 мая 1955 года засек две яркие точки и свечение между ними. Сведения об этом наблюдении были опубликованы лишь в 1960 году, тем не менее москвич В. И. Тимков видел в указанный срок полет над Луной некой светлой полосы.
А. В. Архипов полагает, что пришельцы, ведущие наблюдения за развитием человеческой цивилизации, делают все от них зависящее, чтобы люди подольше оставались в неведении об их существовании. Но в принципе выявить следы разумной деятельности на фоне естественных процессов, по-видимому, можно, если использовать способ из арсеналов военной разведки. Надо провести «разведку боем», или, говоря иначе, использовать метод провокаций.
То есть при посылке на Луну очередных исследовательских аппаратов надо внимательно следить за тем, какую реакцию они вызывают. По всей вероятности, пришельцы будут заметать следы своего пребывания поблизости от земного разведчика, производя, скажем, взрывы своих искусственных сооружений и маскируя их под удары метеоритов. Но, возможно, кое-что наземным наблюдателям и космонавтам все же удастся засечь.
Наиболее перспективными в этом отношении районами являются кратеры Малаперта, Аристарха, Гассенди, Платона, Морей Кризиса и Спокойствия. Скажем, в Море Кризисов заметен эффект вторжения. Впервые сюда вторгся космический аппарат «Луна-1», разбившийся там 21 июля 1969 года. Так вот в период с 17 июля, когда «Луна-15» вышла на селеноцентрическую орбиту, и до 21 июля, когда аппарат разбился, в этом районе резко возросло количество вспышек, как бы перемещений каких-то объектов и т. д. А после посадки в этом же районе «Луны-20» в феврале 1972 года здесь был отмечен резкий всплеск разных аномальных явлений. Так, скажем, 18 марта на южном краю моря было замечено появление двух светлых точек, пересекших море и исчезнувших затем у его западного края.
Правда, последующие вторжения — «Луны-23» и «Луны-24» — уже такого ажиотажа не вызвали — лунные поселенцы как будто разобрались, с какими именно объектами они имеют дело, и больше ими не интересовались.
" Данная работа ни в коем случае не является попыткой доказать обитаемость Луны, — пишет в заключение А. В. Архипов. — Это всего лишь введение в сложную проблему поиска разумной жизни на спутнике, попытка поставить задачу и наметить пути ее решения.
Следует подчеркнуть, — пишет он далее, — что подобные поиски важны независимо от их результатов. Ведь даже отсутствие внеземных артефактов на Луне, как веский довод в пользу нашего практического одиночества, будет иметь несомненное значение для философии, мировоззрения и космической политики человечества. А значение положительного результата поисков и вообще трудно переоценить."
|