Орбитальные станции «Салют» предназначены для решения широкого круга задач в околоземном космическом пространстве: медико-биологических исследований с изучением воздействия условий длительного полета на организм человека, астрофизических исследований в различных диапазонах длин волн, исследований Земли, включая ее поверхность и атмосферу, проведения научно-технических экспериментов, в том числе отработки некоторых технологических процессов в условиях невесомости, проверки принципов построения орбитальных станций, отработки систем перспективных космических кораблей и т. п.
Орбитальные станции второго поколения («Салют-6», «Салют-7») являются усовершенствованным вариантом станций серии «Салют». Основные изменения в конструкции и системах станций были предусмотрены с целью увеличения продолжительности работы в пилотируемом режиме и объема проводимых исследований и экспериментов. На агрегатном отсеке станции были установлены: второй стыковочный узел, связанный с рабочим отсеком герметичной промежуточной камерой, новая объединенная двигательная установка, которая может многократно заправляться в полете, дополнительная аппаратура, обеспечивающая возможность автоматического сближения и причаливания транспортных кораблей к станции со стороны агрегатного отсека. Для обслуживания орбитальной станции на базе космического корабля «Союз» был создан грузовой автоматический транспортный корабль «Прогресс», с помощью которого на станцию доставляются запасы средств системы жизнеобеспечения, топливо, расходуемые материалы, оборудование и приборы.
Орбитальная станция состоит из герметичных переходного отсека (ПО), рабочего отсека (РО), отсека научной аппаратуры (ОНА), промежуточной камеры (ПК) и негерметичного агрегатного отсека (АО). ПО, РО и ПК являются обитаемыми, и, кроме того, РО выполняет основные бытовые функции.
Переходный отсек имеет цилиндро-коническую форму. Диаметр цилиндрической части 2 м, длина 1,7 м. Общая длина со стыковочным агрегатом 3 м, свободный объем около 7 м3. Он предназначен для проведения научных исследований и экспериментов и перехода экипажа из транспортного корабля в орбитальную станцию. Из ПО может осуществляться выход экипажа в космическое пространство через люк диаметром (в «свету») 0,8 м, закрываемый герметичной крышкой. ПО изготовлен из алюминиевого сплава и жестко (через резиновое уплотнение) крепится к РО.
На шпангоуте конической части ПО установлен пассивный стыковочный агрегат, обеспечивающий многократную стыковку. Внутри отсека размещены оборудование систем терморегулирования, жизнеобеспечения, научная аппаратура и другое оборудование (фотокамеры, блоки для биологических экспериментов и т.п.). Снаружи отсека находятся антенны радиосистем сближения, аппаратура датчиков, агрегаты систем терморегулирования и жизнедеятельности, научно-исследовательская аппаратура и т. п. Корпус ПО снаружи покрыт экранно-вакуумной изоляцией. На участке выведения на орбиту ПО закрыт обтекателем, который сбрасывается после прохождения плотных слоев атмосферы.
Рабочий отсек имеет максимальный диаметр 4,15 м, длину 9,1 м, свободный объем 39 м3 (объем по внутренним обводам герметичного корпуса 74 м3) и предназначен для осуществления основных операций по управлению полетом, проведения научно-технических исследований и экспериментов, выполнения комплекса физических упражнений, приема пищи, сна, отдыха. РО представляет собой по форме два цилиндра (один диаметром 2,9 м и длиной 3,5 м, другой диаметром 4,15 м и длиной 2,7 м), соединенных конической оболочкой длиной 1,2 м. Торцевые поверхности отсека образованы сферическими оболочками. Отсек имеет более 20 иллюминаторов для работы с приборами ориентации и навигации, фотографирования и визуальных наблюдений. В центре сферической оболочки, разделяющей РО и ПО, имеется люк (диаметром в «свету» 0,8 м). Внутри отсека установлены основные приборы и агрегаты систем управления станции, жизнеобеспечения, терморегулирования, энергопитания, радиосвязи, основная аппаратура для проведения научных исследований и наблюдений.
В передней части отсека у люка для перехода в ПО расположен центральный пост управления станцией (для двух членов экипажа), с которого осуществляются операции по управлению практически всеми системами станции и по контролю их работы (в том числе проведение операций по включению корректирующей двигательной установки, некоторых навигационных измерений и т.п.). В этой же части РО расположены два поста для проведения астроориентации, а также находятся стол для приема пищи, бак с питьевой водой, подогреватель пищи, библиотечка, магнитофон и др.
Три поста для работы с научно-исследовательской аппаратурой, проведения медико-биологических экспериментов, наблюдения за земной поверхностью расположены в задней части отсека, имеющей больший диаметр, там же находятся спальные места, шкафы-холодильники для хранения пищи, запасы воды, а также размещается комплекс средств для компенсации воздействия невесомости («бегущая дорожка», велоэргометр, нагрузочные костюмы, вакуумная емкость). В отдельном, изолированном от основного объема отсеке находятся туалет с ассенизационно-санитарным устройством.
Снаружи передней части РО установлены радиационные поверхности системы терморегулирования, занимающие большую часть поверхности корпуса, оптическая аппаратура и датчики систем ориентации и навигации, три панели солнечных батарей. При выведении на орбиту передняя часть РО находится под обтекателем.
Агрегатный отсек имеет форму цилиндра диаметром 4,15 м и длиной 3,5 м. В агрегатном отсеке расположены объединенная двигательная установка, включающая два корректирующих ракетных двигателя тягой по ~300 кгс, исполнительные органы системы ориентации и стабилизации — 32 основных и дублирующих двигателей малой тяги (около 14 кгс каждый) и 6 топливных баков. Снаружи отсека установлен ряд приборов, входящих в систему сближения: антенны, световые индексы, мишени, телевизионная камера. АО заканчивается шпангоутом, с помощью которого станция устанавливается на ракете-носителе.
Промежуточная камера имеет максимальный диаметр 2 м, длину 1,6 м, приварена к заднему днищу РО и соединяется с ним через люк с гермокрыш-кой. На противоположной стороне ПК установлен второй стыковочный агрегат, к которому могут причаливать как пилотируемые, так и грузовые транспортные корабли. Для заправки двигательной установки станции от транспортного корабля «Прогресс» на стыковочном агрегате имеются гидроразъемы. Внутри ПК может устанавливаться и научное оборудование.
|