Проект нового КВЦ был выполнен в краткие сроки. Первоначально КВЦ взял на себя функции центра послеполетной обработки телеметрической информации о космических аппаратах разработки ОКБ-1 и КБ завода (впоследствии НПО) им. С.А. Лавочкина и данных полученных измерений.
В 1968 г. за ЦНИИмаш (КВЦ) и лично за его директором была закреплена ответственность за подготовку проектов сообщений ТАСС, научно-технических статей в газетах и за все открытые публикации о ракетно-космической технике в СССР, за их правильность и отсутствие в них секретных данных.
Была организована служба оперативных дежурных по приему и передаче информации об отечественных и зарубежных космических аппаратах. Полную информацию об иностранных полетах оперативные дежурные получали по линии ТАСС.
В декабре 1970 г. новый КВЦ ЦНИИмаш был сдан в эксплуатацию. Здание было построено специалистами Главспецстроя Минмонтаж-спецстроя по проекту Ипромашпрома Минобщемаша. В короткий срок было завершено оснащение КВЦ аппаратурой, средствами связи на направлениях КВЦ - Останкинский телецентр - Шаболовский телецентр, КВЦ - Таганский телефонный узел М5, КВЦ - НИП-14, а также телевизионная линия связи ИП-1 (космодром) - Ташкентский телевизионный кабель на Москву. Численность сотрудников центра в 1971 г. составляла 1195 человек.
НИИ тепловых процессов (НИИТП). Используя огромный опыт предвоенных и послевоенных лет, продолжая работу в сложившихся направлениях по созданию теоретических основ процессов горения, охлаждения, газодинамики, внутренней и внешней баллистики двигателей и ракет, созданию экспериментальных двигателей и испытательных стендов и установок, НИИТП осуществлял научное обеспечение разработки ЖРД и теплозащиты головных частей ракет, вносил большой вклад в решение задач по выводу в космос первых ИСЗ, полетам в космос космонавтов. Основателями научных и конструкторских направлений в институте в разное время были выдающиеся ученые, конструкторы и специалисты, среди которых М.В. Келдыш, СП. Королев, В.П. Глушко, Г.Э. Лангемак, A.M. Люлька, М.М. Бондарюк, А.М. Исаев, Л.С Душкин, Г.И. Петров, А.П. Ваничев, В.П. Мишин. В описываемый период НИИТП возглавлял В.Я. Лихушин, который руководил этим институтом многие годы.
В институте велись разработки по теории и внедрению способов обеспечения продольной устойчивости составных ракет, способов преодоления высокочастотной неустойчивости горения в ЖРД, способов дожигания генераторного газа, принципов организации систем ориентации космических аппаратов. Были проведены первые фундаментальные исследования ядерных ракетных двигателей, разработаны методы расчета теплообмена и теплозащиты спускаемых космических аппаратов и высокоэффективный принцип управляемого спуска космических аппаратов в атмосфере с малым аэродинамическим качеством (К = = 0,3...0,4), впервые примененный на кораблях "Союз". С 1965 г. НИИТП стал головной научно-исследовательской организацией ракетного двигателестроения. Работы института были направлены на повышение энергетических характеристик двигателей, изыскание новых топлив и перспективных схем высокоэкономичных двигательных установок, в том числе ядерных (ЯРД) и электрических (ЭРД) ракетных двигателей.
В это время под руководством А.А. Поротникова были обоснованы и разработаны оригинальные схемы электрических плазменных двигателей торцевого типа. Были проведены экпериментальные исследования различных типов двигателей на различных рабочих телах. Результатом этих работ явилось подтверждение как правильности использования существующих ЖРД и применяемых топлив, так и большой перспективности новых технических решений, для реализации которых были необходимы серьезные исследовательские и поисковые работы. Эти работы велись в тесном контакте с рядом НИИ других отраслей промышленности: ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, ГИПХ и др.
НИИ химического машиностроения (НИИХиммаш). Реализация перспективного плана создания ракетно-космической техники потребовала дальнейшего развития наземной испытательной базы. Выделившийся в 1956 г. в самостоятельную организацию Филиал 2 НИИ-88 превратился в крупнейший центр наземной отработки и оценки качества РКТ НИИ-229 (в дальнейшем НИИХиммаш). Начальником института был назначен Г.М. Табаков. Наряду с наземной отработкой ракетной и космической техники институту бьшо поручено проведение научно-исследовательских работ по созданию ЖРД.
Непрерывное совершенствование ракетно-космической техники, решение задач, связанных с освоением околоземного пространства, потребовали соответствующего развития наземной испытательной базы. В 1967 г. был создан комплексный стенд для отработки кислородно-водородных двигателей. В дальнейшем вступила в строй физико-техническая лаборатория по испытаниям космических двигательных установок и реактивных систем управления в условиях, максимально приближенных к космическим. С 1967 г. началось создание комплекса инженерных сооружений, включающего в себя термобарокамеры для тепловакуумных испытаний космических аппаратов всех классов и назначений. Это была плановая подготовка общеминистерской экспериме-тальной базы для сложных проектов 1970-1980-х гг.
Развитие экспериментальной базы позволяло институту вести работу по следующим основным направлениям:
экспериментальная отработка ЖРД, двигательных установок и их агрегатов, работающих на высококипящих и криогенных компонентах топлива в условиях, максимально приближенных к штатным;
тепловакуумные испытания космических аппаратов, в том числе крупногабаритных, в условиях, максимально приближенных к космическим;
наземная отработка, огневые стендовые испытания, а также летные испытания многоразовых ракетно-космических транспортных систем;
совершенствование наземной испытательной базы РКТ, создание стендовой базы для испытаний прямоточных ВРД;
научно-исследовательские работы, связанные с повышением эффективности стендовой отработки РКТ, совершенствованием научного и методического обеспечения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оценкой качества и достаточности стендовой отработки изделий, обобщение отечественного и мирового опыта создания РКТ.
На стендах института отрабатывались ракеты-носители "Восток", "Союз", "Протон", космические аппараты, исследовавшие планеты Солнечной системы, спутники Земли всех типов, пилотируемые космические корабли.
НИИ химических и строительных машин (НИИХСМ). Быстрый темп развития РКТ в 1960-х гг. вызвал необходимость проведения большого объема всех видов и категорий испытаний не только ракет и космических аппаратов, но и наземного технологического оборудования. С этой целью созданный в 1960 г. Научно-исследовательский полигон наземного оборудования был преобразован в Научно-испытательный институт химических и строительных машин (г. Сергиев Посад Московской обл.). Он стал главной испытательной базой конструкторских организаций наземного оборудования. Первый директор НИИХСМ - М.В. Сухо-палько.
Испытательные центры НИИХиммаш и НИИХСМ стали надежной базой наземной отработки для большинства новых ракетно-космических комплексов. С их развитием существенно повысилось качество подготовки новых образцов к началу летных испытаний на полигоне. Кроме имитации операций по подготовке экспериментальных комплексов на полигоне на стендах этих институтов проводились всевозможные испытания, при которых создавались условия, максимально приближенные к штатным: термовакуумные, динамические для отработки отдельных операций, термогидродинамические для оценки состояния топлив в магистралях, тепломассообменные в баках ракет для оценки влияния на материалы сверхнизких температур, климатические, коррозионные, вибропрочностные испытания с целью определения удельных характеристик.
НИИХиммаш как основному центру наземной отработки РКТ была поручена роль головного исполнителя по двум направлениям:
создание наземных объектов космической инфраструктуры;
поддержание научно-технического потенциала и работоспособности экспериментальной базы отрасли для отработки РКТ.
Опытно-конструкторская отработка на стендах институтов практически всех космических комплексов, создававшихся в Советском Союзе, позволила с середины 1960-х гг. заметно увеличить темпы опытно-конструкторских работ как по новым ракетам-носителям, так и по космическим аппаратам и комплексам, а число отказов на летных испытаниях значительно сократилось. Все это создавало основу для реализации сложнейших программ 1970-1980-х гг.
|