Основоположником практической космонавтики и организатором ракетной и космической программ являлся Сергей Павлович Королев (1906/07-1966). Именно он стоял у истоков отечественного ракетостроения.
Родился будущий конструктор в городе Житомире, в маленьком уютном домике (рис. 73) на Дмитровской улице (ныне улица Леваневского). Сейчас там находится музей. Отец Сергея, Павел Яковлевич Королев, работал преподавателем в Житомирской первой гимназии. Мальчику не было еще идвух лет, когда его родители разошлись, поэтому с 1909 по 1917 год он воспитывался в большой купеческой семье родителей матери, в городе Нежине, под Киевом. В 1917 году Сергей вместе с матерью Марией Николаевной и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным жил в Одессе. С их помощью он в домашних условиях освоил программу по основным школьным предметам, а в 1922 году поступил в профессиональную строительную школу, которую окончил через два года. Одновременно с учебой вшколе Сергей занимался во многих кружках и посещал разные курсы.
В 1921 году Королев познакомился с летчиками из гидроотряда ипринимал активное участие в общественной жизни. С 16-летнего возраста он читал лекции по ликвидации авиабезграмотности, учился летать на гидросамолете, а еще через год спроектировал безмоторный самолет К-5. Компетентная комиссия, перед которой Сергей Павлович продемонстрировал этот проект, не только полностью его одобрила, но ирекомендовала к постройке.
С 1924 по 1926 год Королев учился в Киевском политехническом институте, а затем перевелся вМос-ковское высшее техническое училище, где стал одним из организаторов первой в стране планерной школы. По окончании этой школы он начал конструировать и испытывать планеры. Кроме того, Сергей окончил школу летчиков и одновременно посещал аэродинамический кружок им. Н. Е. Жуковского, в котором занимался разработкой оригинальных моделей планеров и легких самолетов.
Уже на четвертом курсе училища Королев начал совмещать учебу сработой в конструкторских бюро (КБ). Начиная с 1927 года Сергей Павлович принимал участие в четырех всесоюзных планерных состязаниях, проводившихся в Коктебеле. На соревнованиях 1929 года он совершил полет на первом своем планере-парителе СК-1 «Коктебель», который был построен совместно с С. Н. Люшиным, и показал лучший результат по продолжительности полета, составивший 4 часа 19 минут.
В том же году в Калуге Королев встретился с Циолковским и обратился к нему за консультацией относительно сверхдальности полета планера. Однако ученый посоветовал Сергею Павловичу вплотную заняться проблемой космического полета и порекомендовал обратиться к инженеру Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Ф. А. Цандеру. Своеобразным напутствием талантливому изобретателю стала книга
Циолковского «Космические ракетные поезда», которую он подарил Королеву.
В феврале 1930 года Сергей Павлович с успехом защитил дипломный проект сконструированного им легкого самолета СК-4, руководителем которого был Ацгрей Николаевич Туполев (1888-1972) (рис. 75). В это время уже началось строительство самолета. Предполагалось, что эта модель сможет показать рекордную дальность полета. Однако из-за отсутствия надежного и одновременно легкого авиадвигателя самолет разбился во время проведения испытаний.
Параллельно с дипломным проектом Королев занимался конструированием еще одной новейшей модели — планера СК-3 «Красная звезда», который был рассчитан буквально «на все случаи жизни». Именно на этом аппарате в октябре 1930 года впервые в истории авиации были выполнены петли Нестерова в свободном полете. Сергей Павлович мечтал осуществить этот полет лично, однако обстоятельства сложились иначе. Он заболел тифом, после которого возникли тяжелые осложнения — временная глухота и потеря памяти. Так что после болезни ученый вынужден был фиксировать на бумаге каждую свою мысль, каждый предполагаемый шаг, хотя до болезни отличался феноменальной памятью.
В марте 1931 года Королев занял должность старшего инженера по летным исгъ1таниям в ЦАГИ, где совершал полеты вместе с М. М. Громовым!, в частности осуществляя отработку одной из первых моделей отечественного автопилота. В это же время произошло событие, которое сыграло важную роль в развитии профессиональной карьеры Сергея Павловича. Цандер, который с сентября 1930 года приступил к осуществлению программып огневых испытаний своего лабораторного ракетного двигателя ОР-1, предложил Королеву принять участие в работе, и Сергей Павлович охотно согласился.
В августе 1931 года Королев женился на К.. М.. Винцентини, с которой они вмете учились в школе. В 1935 году у них родилась дочь Наталья. Однако вскоре после этого супруги расстались.
В сентябре 1931 года в системе Осоавиахима была создана Группа изучения реактивного движения ( ГИРД), которую возглавил Цандер. Она включала в свой состав энтузиастов не только из столицы, но и из многих других городов страны. МOсконзская ГИРД превратилась в Центральную, а Королев встал во главе ее научно-технического совета. Основные задачи ЦГИРДа состояли в рассмотрении поступалющих проектов и распределении заказов руководства Осоавиахима и Вооруженных сил.
Н аступило время разработки проектов космических двигателей. Следует отдать должное грозоорливости Королева и его товарищей. Никто из них не надеялся на свершенние чуда. НЕ случайно позднее в письмах известному писателю, популяризатору науки Я. И. Перельману Сергей Павлович писал: ««отелось бы: только, чтобы вып.: больше уделили внимания.: не межпланетным вопросам, а самому ракетному двигателю, стратосферной ракете и т. п., так как все это ближе, понятнее и более необходимо нам сейчас.: А если это будет, то будет и то время, когда первый земной корабль впервые покинет Землю. Пусть мы не доживем до этого, пусть нам суждено копошиться глубоко внизу — все равно только на этой почве будут возможны успехи».
Ученые полностью отдавали себе отчет в том, что до старта ракеты в космическое пространство, тем более с человеком на борту, пройдет оченнь много времени. Поэтому они последовательно осуществлняли боль-шпую экспериментальную и теоретическую работу, неизменно руководствуясь девизом: «Ракеты — это оборона и наука». Необходимо особо подчеркнуть второе слово, потому что главствущую роль в работе над созданием ракетно-космических систем Королев всегда отводил именно научным целям.
|