s



главная :: новости :: история космонавтики :: астрономия
поиск по сайту
.
история
космонавтики

Первый Советский космонавт
Космонавты побывавшие в космосе
Астрономия Древней Греции
Космодром Байканур
Начало космической эры
Космическая техника СССР
Федерация Космонавтики - "Cтраницы история"

ХРОНИКА ОСВОЕНИЯ КОСМОСА
1920 1930 1940 1950
1960 1970 1980 1990
2000      
АСТРОНОМИЯ
ВСЕЛЕННАЯ
  Возникновение Вселенной
Познание Вселенной - цель разумной деятельности человека.
Большой взрыв. Рождение вселенной.
Звезды - далекие солнца.
«Биографии» звезд
Катастрофы Вселенной. Взрывающиеся звезды
Нужна ли генеральная уборка Вселенной?
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА
  СОЛНЦЕ
Меркурий (58 млн.км)
Венера (108 млн.км)
Земля (150 млн.км)
Марс (228 млн.км)
Пояс астероидов (420млн.км)
Юпитер (778 млн.км)
Сатурн (1427 млн.км)
Уран (2586 млн.км)
Нептун (4498 млн.км)
Плутон (5912 млн.км)
ГАЛАКТИКИ
  Наша галактика. Млечный Путь
Гигантские звездные системы
Многообразный мир галактик.
Магеллановы Облака.
Метагалактика
статьи
связанные с космосом

Гравитация
Двойные звезды

КНИГИ
Тайны МАРСА
История заката двух миров
ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ

Тайны космоса XX век. Хроника необъяснимого

   ВСЕЛЕННАЯ ЗАДАЕТ ЗАГАДКИ
 Завод звезд
 
Пропасти космоса
 ПРОИСШЕСТВИЯ В МИРЕ ЗВЕЗД
 Молекулы в космосе
 ЧТО СЛЫШНО? 
 Как «запрягают» телескопы
 Планеты у чужих солнц
 Отзовись, Вселенная!
 ПУТЕШЕСТВИЯ ТАЯТ ОПАСНОСТИ 
 На ракете или под парусом?
 Реквием по теории
 Погода в космосе
 Компьютер вместо звездолета
 СЕКРЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
 Вселенские убийцы
 Астроблемы создают проблемы

 По метеоритам — пли!
 Воздушная тревога?
 Прилетали к нам волшебники?
 Клады в космосе
 ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ПЛАНЕТ
 Фантастика и математика
 Одиссея Луны
 ГДЕ ВОДА, ТАМ И ЖИЗНЬ?
 Путешествие по планетам
 Вижу жизнь на луне Юпитера!
 Большая прогулка
 МАРСИАНСКИЕ ХРОНИКИ
 Этапы большого пути
 Откуда мы родом?
 Так есть ди жизнь на Марсе?
 Одиссея продолжается...
 Можно ли там жить?
 Планета загадок
 ВОКРУГ ЗЕМЛИ
 Пресса создает шум
 Сказки о Луне
 Секс на «летающей тарелке»
 ПО СЛУХАМ И ДОСТОВЕРНО...
 Тайные катастрофы
 Первые полеты
 Так были ль американцы на Луне?
 Эпопея «Мира»
 КАТАСТРОФЫ ЗАВИСЯТ ОТ ЗВЕЗД?
 Незаконная дочь астрономии
 Еще о Ностродамусе
 Пророки за компьютерами
 Что рассказал «черный ящик»
 Когда пророчества сбываются
 СКВОЗЬ ПРИЗМУ БИБЛИИ
 Ковчег праведника, Вселенский потоп и Луна
 Корабли пророка
 Что стоит за Апокалипсисом?!
ТАЙНЫ ЛУННОЙ ГОНКИ
СССР И США: СОТРУДНИЧЕСТВО В КОСМОСЕ
   НАПЕРЕГОНКИ ИЛИ РУКА ОБ РУКУ?
 Период Дуайта Эйзенхауэра — Никиты Хрущева (конец 1950-х — 1964 г.)
 Отступление первое: Вернер фон Браун
 Отступление второе: люди в «железных масках»
 Академия наук (АН) СССР и советская научно-техническая элита
 Роль Королева
 Отступление третье: как формировался экипаж «Восхода»
 Отступление четвертое: так была ли «гонка за датами»?
 Американские ученые и спутник
 Оппозиция в США сотрудничеству с Советским Союзом
 Советский и американский спутники: некоторые тайны рождения
 Зачем Соединенным Штатам нужно было сотрудничество с СССР?
 Реакция СССР на предложение США
 Первые шаги к сотрудничеству
 Специальный (Ad Нос) комитет по использованию космического пространства в мирных целях
 Постоянный комитет по использованию космического пространства в мирных целях
 Соединенные Штаты проявляют настойчивость
 Попытка прорыва (Хрущев — Кеннеди)
 Приоритет — сотрудничеству
 Кеннеди отстаивает идею сотрудничества
 Отступление пятое: Джеймс Уэбб
 Решение о пилотируемом полете на Луну
 И вновь «всемирный» подход...
 Хрущев проявляет гибкость
 Переговоры Благонравова и Драйдена
 В поиске выхода из тупика
 Встреча в Белом доме, или для чего Кеннеди понадобился «Аполлон»?
 Прелюдия к предложению в ООН
 От Карибского кризиса — к «справедливому и настоящему миру»

 Лунная программа подвергнута критике
 Отступление шестое: конец «медового месяца» лунной программы
 СССР выходит из «лунной гонки»?
 Подготовка к выступлению в ООН
 НАСА — «за» или «против»?
 Почему ООН?
 Реакция в США на предложение Кеннеди
 Но был ли у сотрудничества шанс?
 «ЗАСТОЙ»
 Периоды Никиты Хрущева-Линдона Джонсона и Леонида Брежнева-Линдона Джонсона (середина — конец 1960-х гг.)
 Последствия доклада НАСА
 НАСА — АН СССР: надежды и разочарования
 Политические перемены на Земле и в космосе
 Соглашения в рамках ООН: свет в конце тоннеля или тупика?
 Международное сотрудничество в космосе или поиск союзников в космическом «противоборстве»?
 ОТ «ЛУННОЙ ГОНКИ» К «РУКОПОЖАТИЮ В КОСМОСЕ» (конец 1960-х — начало 1970-х гг.)
 Разрядка
 Окончание «лунной гонки»
 Отступление седьмое: почему СССР проиграл «лунную гонку»?
 Космическая программа США «теряет обороты»
 Позиция Никсона
 Космическая отрасль США: из кризиса «под руку» с СССР?
 Станция под вопросом
 СССР: сближаться или нет?
 Совпадение профессиональных интересов



ЧЕТЫРЕ КЛЮЧА К КОСМОЛОГИИ 
ПЛАН ВСЕЛЕННОЙ 
Большие структуры 
Горячая или холодная 
Ясной ночью… 
Мощь спектра мощности 
Исследования крупномасштабной структуры 
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВСЕЛЕННЫЕ 
Уровень 1 За нашим космическим горизонтом 
Уровень 2 Другие постинфляционные домены 
Уровень 3 Квантовое множество вселенных 
Уровень 4 Другие математические структуры 
Что говорил Оккам? 
МИФ О НАЧАЛЕ ВРЕМЕН 
Странное совпадение 
Эволюция революции 
Связывание свободных концов 
Приручение бесконечности 
Соударение мембран 
КОСМИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ 
Поиск начал 
Поразительное созвучие 
Еще не вечер 
ОТ ЗАМЕДЛЕНИЯ К УСКОРЕНИЮ
Битва титанов 
Охота за сверхновыми 
Наша космическая судьба 
КОСМИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА 
Рождение постоянной 
Энергия пустоты 
Шаг назад 
Мир суперсимметрии 
Геометрия и конечная судьба Вселенной 
КТО НАРУШИЛ ЗАКОН ТЯГОТЕНИЯ 
Квинтэссенция из ничего 
Пожизненное заключение 
Физика на мембране 
Искривление мембраны 
Нарушители законов 



ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ (1966-1970)

ЦКБЭМ. ПРОГРАММА Н1-ЛЗ, ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ

    По опыту и объему выполняемых работ ЦКБЭМ продолжало оставаться лидирующим головным предприятием отрасли, а лунная программа - наиболее крупной и сложной программой. Структура КБ предусматривала наличие тематических комплексов, объединявших группы отделов. Каждый комплекс возглавлялся заместителем главного конструктора. Главными темами в это время были Н1-ЛЗ, "Союз" (7К-ОК), комплекс для облета Луны (7К-Л1) и ракета РТ-2. Обстановка была напряженной. Сроки создания всех комплексов совпадали, а возможностей не хватало.
    Изготовление модулей для лунной экспедиции велось с отставанием от установленных сроков. Масса конструкции модулей все еще превышала возможности ракеты-носителя HI. Не были соблюдены экспериментальным заводом сроки изготовления пилотируемых кораблей. Это произошло не только по вине завода, а в значительной мере из-за частых изменений в программе пилотируемого космоса. Предложенная Королевым в 1963 г. программа пилотируемого облета Луны с использованием стыковки космических аппаратов трех типов - 7К, 9К и 11К была остановлена. Она не нашла поддержки ни у военных, ни у Н.С. Хрущева из-за особой сложности и ненадежности. Не было единства и в королевском Совете главных. Прежнее единодушие было ослаблено приоритетностью мнений главного конструктора Королева и главного теоретика Келдыша. Поводом для осложнения во взаимоотношениях в Совете главных послужило также то, что ОКБ-1 "захватило" роль головного разработчика систем управления космическими аппаратами, лишив этой интересной работы организацию Пилюгина. Кстати, такая тенденция стала проявляться и на других головных предприятиях, что объективно соответствовало особенностям создания космических аппаратов. Высказывал неудовольствие и Бармин, загруженный созданием боевых стартовых комплексов.
    В то же время перед ЦКБЭМ продолжали ставиться задачи приоритетного для мирового сообщества значения. Поэтому для подстраховки работ по лунной программе было решено включить в нее для выполнения в ближайшее время полеты двух кораблей, их автоматическое сближение и стыковку. Так возникла проблема разработки первых стыковочных агрегатов и радиосистемы измерения параметров относительного движения "Игла". Было решено начать производство пяти космических аппаратов с учетом проведенных проработок по теме "Союз".
    В этих условиях неожиданная смерть СП. Королева стала буквально катастрофой. Перед Министерством встала проблема с назначением нового руководителя ЦКБЭМ. Обычно процедура назначения на столь высокий пост была многоступенчатой и занимала четыре-пять дней. Министр, переговорив с сотрудниками аппарата ЦК, получив указания от секретаря ЦК Д.Ф. Устинова и поговорив со своими заместителями, должен был подготовить формальное предложение по кандидатуре. Это предложение должно было рассматриваться секретариатом ЦК КПСС и утверждаться на Политбюро. После выхода постановления Политбюро министр должен был выпустить приказ о назначении нового главного конструктора и начальника КБ. Но все произошло иначе.
    По инициативе заместителей СП. Королева и прилетевшего из Миасса В.П. Макеева 17 января было составлено письмо, направленное в ЦК КПСС, ВПК и министерство, с предложением о назначении на освободившуюся должность первого заместителя В.П. Мишина. К тому времени секретарь ЦК Д.Ф. Устинов и министр С.А. Афанасьев уже решили выдвинуть на эту должность ГА. Тюлина. Мнение конструкторов учли. Новым начальником и главным конструктором ЦКБЭМ был назначен В.П. Мишин - ближайший соратник СП. Королева, проработавший с ним более 20 лет.
    Во второй половине 1960-х гг. ЦКБЭМ, в основном завершив работы по баллистическим ракетам и передав в свои филиалы и КБ завода им. С.А. Лавочкина многие проекты по беспилотной космической тематике с уже апробированными на практике решениями, продолжало работы по таким крупномасштабным проектам, как лунная пилотируемая программа (Н1-ЛЗ и Л1), пилотируемые космические аппараты типа "Союз", первая долговременная орбитальная станция "Салют", многоцелевой орбитальный комплекс, марсианская пилотируемая экспедиция, глобальная космическая командно-ретрансляционная система, ядерный электроракетный двигатель для межпланетных перелетов, космическая ядерная энергоустановка. Под руководством Д.И. Козлова в Филиале 3 ЦКБЭМ (с 1974 г. - ЦСКБ) продолжались работы по автоматическим низкоорбитальным космическим аппаратам типа "Зенит", ракетам-носителям типа Р-7 для запуска пилотируемых и беспилотных космических аппаратов.
    По лунной программе после утверждения в 1962 г. эскизного проекта велись конструкторские разработки ракеты-носителя HI и всерьез началось проектирование кораблей и ракетных блоков ЛЗ. При этом все более отчетливо проявлялись масштабность этой программы и необходимость огромных ассигнований на разработку и капитальное строительство завода для сборки на полигоне ракеты и стартового комплекса для ее запуска. Руководство Минобщемаша, Совмина и Госплана осознавало, что одновременная реализация программ Н1-ЛЗ и создания тяжелых ракет Янгеля (Р-56) и Челомея (УР-500) была невозможна и, тем более, нельзя было принимать предложения Глушко о разработке двигателя для сверхтяжелой ракеты УР-700 Челомея. Задержки в реализации программы Л1 в ОКБ-52 только осложняли положение.
    Учитывая фактический ход работ по программам, Министерство общего машиностроения внесло в Правительство предложение, на основании которого 25 октября 1965 г. вышло Постановление Правительства "О сосредоточении сил конструкторских организаций промышленности на создании комплекса ракетно-космических средств для облета Луны". Головным исполнителем по пилотируемому космическому кораблю было определено ОКБ-1, где имелся значительный задел по кораблям 7К. В соответствии с приказом министра общего машиностроения от 13 ноября 1965 г., вышедшим в развитие указанного постановления, ОКБ-1 и ОКБ-52 должны были завершить в 1965 г. проработку вариантов программы облета Луны. Во исполнение этого приказа 30 ноября был выпущен аванпроект по РКК Л1, а 13 декабря СП. Королев и В.Н. Челомей подписали "Исходные данные на корабль 7К-Л1" и "Основные положения по ракетно-космическому комплексу УР-500-7К-Л1", в соответствии с которыми на ОКБ-1 было возложено создание головного блока комплекса. В состав головного блока входили пилотируемый корабль 7К-Л1 (в варианте лунного орбитального корабля программы Н1-ЛЗ, но без бытового отсека), предназначенный для облета Луны экипажем из двух человек и возвращения его на Землю со второй космической скоростью, и разгонный блок "Д", разработку которого ОКБ-1 вело для программы Н1-ЛЗ и который в программе Л1 должен был обеспечивать выведение корабля на траекторию Земля - Луна. Реализация всей программы облета Луны далее должна была осуществляться при головной роли ОКБ-1. Руководителем работ по кораблю был утвержден заместитель главного конструктора Б.А. Дорофеев, ведущим конструктором - Б.В. Рублев, а с мая 1967 г. - Ю.П. Семенов. Задача обеспечения выведения корабля с блоком "Д" на низкую околоземную орбиту с помощью РН УР-500 оставалась за ОКБ-52.
    ЦКБЭМ и смежные организации разработали и изготовили 14 кораблей 7К-Л1 для облета Луны. Запуск первого, упрощенного корабля 7К-Л1 2П был осуществлен 10 марта 1967 г. Программа практически была выполнена полностью: два запуска блока "Д" прошли успешно, бортовые системы (кроме РДМ-3 и системы терморегулирования) функционировали нормально. При втором запуске 8 апреля того же года (корабля ЗП) из-за ошибки в схеме автоматики не произошло повторного включения блока "Д". Затем последовали запуски штатных кораблей. При четырех запусках космические аппараты не были выведены из-за отказов ракет-носителей и в одном случае запуск не состоялся из-за аварии головного блока при его подготовке на стартовой позиции. Но при пяти запусках беспилотных кораблей программы полета были выполнены. Была проверена работа систем как при полете корабля по эллиптической орбите с максимальным удалением от Земли, так и при облете Луны и возвращении на Землю со второй космической скоростью по траектории управляемого спуска.
    Был проведен комплекс технических и научных экспериментов, включая определение потенциалов дальней радиосвязи (до 400 тыс. км) при работе антенн различных типов и наземного КИК, автоматическое фотографирование Земли и Луны на черно-белую и цветную пленки, фотометрические измерения, изучение радиационной обстановки на трассе Земля - Луна. К 1970 г. была достигнута удовлетворительная надежность.
    В процессе работы была создана большая ракетно-космическая система с принципиально новой системой управления. Для нее не требовалось решения задачи сближения и стыковки двух кораблей, как для 7К-ОК и ЛОК, но потребовалась установка датчиков солнечной и звездной ориентации. Впервые устанавливалась гироскопическая стабилизированная платформа. Для навигации и управления двигательными установками была впервые использована бортовая вычислительная машина "Аргон-11" разработки НИЦЭВТ (С.А. Крутовских). Общее руководство созданием системы управления осуществлял НИИАП (Н.А. Пилюгин). ЦКБЭМ разрабатывало систему ориентации и навигации по оптическим датчикам, созданным НПО "Геофизика", систему управления бортовым комплексом, систему аварийного спасения и антенно-фидерные системы. Был использован весь опыт ОКБ-1, НИИАП и НИИ-885, полученный при создании "Востоков", "Восходов", "Марсов", "Венер" и "Лун".
    На разных стадиях руководство работами в ЦКБЭМ по разработке, созданию и испытаниям комплекса 7К-Л1 осуществляли С.С. Крюков, Я.П. Коляко, М.К. Тихонравов, В.Ф. Рощин, Б.В. Раушенбах, В.А. Борисов, К.П. Феоктистов, В.П. Легостаев, К.С. Шустин, В.А. Тимченко, А.И. Осташев и др. Ведущими конструкторами были Б.В. Рублев, затем Ю.П. Семенов. Общее руководство программой осуществлял заместитель главного конструктора Е.В. Шабаров, заместителями технического руководителя были Б.Н. Филин, Б.И. Зуйков, Н.И. Зеленщиков.
    Космические корабли 7К-Л1 в 1967-1970 гг. запускались под общим названием "Зонд" под руководством Государственной комиссии, председателем которой являлся ГА. Тюлин. Работы по программе Л1 велись под постоянным контролем министерства, ВПК и ЦК КПСС.
    Предстояло принять решение о переходе к пилотируемым полетам. В то же время из США одно за другим поступали сообщения об успехах в лунной программе. Было объявлено, что полеты ракеты-носителя "Сатурн-5" начнутся в сентябре 1967 г., а пилотируемые полеты - в 1968 г. Д.Ф. Устинов как секретарь ЦК по оборонным вопросам в августе 1966 г. предложил министру С.А. Афанасьеву и президенту АН М.В. Келдышу провести ревизию состояния дел по отечественной лунной программе, выяснить причины нашего отставания от американцев и срыва установленных сроков. ЦНИИмаш было поручено подготовить обстоятельный и объективный доклад.
    На совещании у Д.Ф. Устинова Ю.А. Мозжорин доложил, что исходя из объемов выполненных и предстоящих работ ЦНИИмаш сделал вывод о невозможности реализации проекта в 1968 г. Можно было бы поставить задачу начать ЛКИ в 1969 г., но для этого потребовалось бы резкое увеличение финансирования. Необходимо значительно увеличить наземную отработку, так как принципы летной отработки, используемые для других ракет и предполагающие большое число запусков, для такой сложной и дорогостоящей системы выведения являлись неприемлемыми. Нельзя отрабатывать надежность на летных испытаниях, не считаясь с аварийными исходами. Нельзя сократить циклы строительства, производства и последующих испытаний для отработки надежности. К тому же, даже существенное сокращение расходов на остальную космическую программу ради программы Н1-ЛЗ не даст более 20 % от требуемого дополнительного финансирования.
    Оценка Мозжорина на совещании у Устинова вызвала резкий протест. Министерству было поручено тщательно разобраться со сложившейся ситуацией.
    В процессе разбирательства стало ясно, что прогноз ЦНИИмаш о возможности начала летных испытаний в 1969 г. оказался достаточно точным. Но даже для того чтобы выдержать этот срок, требовалось чрезвычайное напряжение в работе всех коллективов, а кооперация предприятий и организаций по HI достигла почти двух тысяч. Впечатление о размахе работ давало сооружение на космодроме Байконур комплекса технических и вспомогательных объектов. Там, где до 1964 г. была голая степь, развернулось грандиозное строительство. Сотни капитальных сооружений во главе с огромным зданием сборочного завода и двумя стартовыми устройствами занимали весь горизонт к северо-востоку от существующего комплекса ракеты Р-7. Бесконечные дороги, трубопроводы, железнодорожные пути и линии высоковольтных передач соединяли их в единое целое. На западе возводился жилой городок из двух десятков пятиэтажных домов. И все это росло одновременно в горах песка и тучах пыли от множества механизмов и машин.
    В 1967 г. в большом монтажном корпусе было установлено технологическое оборудование и началась производственная деятельность. В цехах навели чистоту, и появились инженеры и рабочие в белых халатах.

<< назад || далее >>
ГРАВИТАЦИЯ
 

Ньютон и его предшественники
Специальная теория относительности
Теория относительности и гравитация
Относительность свободного падения
Тяготение во времени и пространстве



Рекомендуем прочитать

Венера родная сестра Земли. >>> Обнаруженная учеными вулканическая активность Венеры, по мнению самих ученых, вероятнее всего свидетельствует о сходстве с нашей планетой. Данное исследование проводилось группой американских ученых в Лаборатории реактивного движения  NASA с помощью космического аппарата «Венера – экспресс», который с весны 2006 года является искусственным спутником Венеры.

Гигантский вихрь на южном полюсе Нептуна >>> Исследования и наблюдения американских ученых – астрономов за планетой солнечной системы Нептун зарегистрировали скопление облаков у южного полюса этой планеты. По мнению ученых, это скопление облаков может свидетельствовать о существовании вихря, сильной мощности и масштабности в этом районе Нептуна.
 

 

/
Сайт по космосу. Дизайн soz/