s



главная :: новости :: история космонавтики :: астрономия
поиск по сайту
.
история
космонавтики

Первый Советский космонавт
Космонавты побывавшие в космосе
Астрономия Древней Греции
Космодром Байканур
Начало космической эры
Космическая техника СССР
Федерация Космонавтики - "Cтраницы история"

ХРОНИКА ОСВОЕНИЯ КОСМОСА
1920 1930 1940 1950
1960 1970 1980 1990
2000      
АСТРОНОМИЯ
ВСЕЛЕННАЯ
  Возникновение Вселенной
Познание Вселенной - цель разумной деятельности человека.
Большой взрыв. Рождение вселенной.
Звезды - далекие солнца.
«Биографии» звезд
Катастрофы Вселенной. Взрывающиеся звезды
Нужна ли генеральная уборка Вселенной?
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА
  СОЛНЦЕ
Меркурий (58 млн.км)
Венера (108 млн.км)
Земля (150 млн.км)
Марс (228 млн.км)
Пояс астероидов (420млн.км)
Юпитер (778 млн.км)
Сатурн (1427 млн.км)
Уран (2586 млн.км)
Нептун (4498 млн.км)
Плутон (5912 млн.км)
ГАЛАКТИКИ
  Наша галактика. Млечный Путь
Гигантские звездные системы
Многообразный мир галактик.
Магеллановы Облака.
Метагалактика
статьи
связанные с космосом

Гравитация
Двойные звезды

КНИГИ
Тайны МАРСА
История заката двух миров
ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ

Тайны космоса XX век. Хроника необъяснимого

   ВСЕЛЕННАЯ ЗАДАЕТ ЗАГАДКИ
 Завод звезд
 
Пропасти космоса
 ПРОИСШЕСТВИЯ В МИРЕ ЗВЕЗД
 Молекулы в космосе
 ЧТО СЛЫШНО? 
 Как «запрягают» телескопы
 Планеты у чужих солнц
 Отзовись, Вселенная!
 ПУТЕШЕСТВИЯ ТАЯТ ОПАСНОСТИ 
 На ракете или под парусом?
 Реквием по теории
 Погода в космосе
 Компьютер вместо звездолета
 СЕКРЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
 Вселенские убийцы
 Астроблемы создают проблемы

 По метеоритам — пли!
 Воздушная тревога?
 Прилетали к нам волшебники?
 Клады в космосе
 ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ПЛАНЕТ
 Фантастика и математика
 Одиссея Луны
 ГДЕ ВОДА, ТАМ И ЖИЗНЬ?
 Путешествие по планетам
 Вижу жизнь на луне Юпитера!
 Большая прогулка
 МАРСИАНСКИЕ ХРОНИКИ
 Этапы большого пути
 Откуда мы родом?
 Так есть ди жизнь на Марсе?
 Одиссея продолжается...
 Можно ли там жить?
 Планета загадок
 ВОКРУГ ЗЕМЛИ
 Пресса создает шум
 Сказки о Луне
 Секс на «летающей тарелке»
 ПО СЛУХАМ И ДОСТОВЕРНО...
 Тайные катастрофы
 Первые полеты
 Так были ль американцы на Луне?
 Эпопея «Мира»
 КАТАСТРОФЫ ЗАВИСЯТ ОТ ЗВЕЗД?
 Незаконная дочь астрономии
 Еще о Ностродамусе
 Пророки за компьютерами
 Что рассказал «черный ящик»
 Когда пророчества сбываются
 СКВОЗЬ ПРИЗМУ БИБЛИИ
 Ковчег праведника, Вселенский потоп и Луна
 Корабли пророка
 Что стоит за Апокалипсисом?!
ТАЙНЫ ЛУННОЙ ГОНКИ
СССР И США: СОТРУДНИЧЕСТВО В КОСМОСЕ
   НАПЕРЕГОНКИ ИЛИ РУКА ОБ РУКУ?
 Период Дуайта Эйзенхауэра — Никиты Хрущева (конец 1950-х — 1964 г.)
 Отступление первое: Вернер фон Браун
 Отступление второе: люди в «железных масках»
 Академия наук (АН) СССР и советская научно-техническая элита
 Роль Королева
 Отступление третье: как формировался экипаж «Восхода»
 Отступление четвертое: так была ли «гонка за датами»?
 Американские ученые и спутник
 Оппозиция в США сотрудничеству с Советским Союзом
 Советский и американский спутники: некоторые тайны рождения
 Зачем Соединенным Штатам нужно было сотрудничество с СССР?
 Реакция СССР на предложение США
 Первые шаги к сотрудничеству
 Специальный (Ad Нос) комитет по использованию космического пространства в мирных целях
 Постоянный комитет по использованию космического пространства в мирных целях
 Соединенные Штаты проявляют настойчивость
 Попытка прорыва (Хрущев — Кеннеди)
 Приоритет — сотрудничеству
 Кеннеди отстаивает идею сотрудничества
 Отступление пятое: Джеймс Уэбб
 Решение о пилотируемом полете на Луну
 И вновь «всемирный» подход...
 Хрущев проявляет гибкость
 Переговоры Благонравова и Драйдена
 В поиске выхода из тупика
 Встреча в Белом доме, или для чего Кеннеди понадобился «Аполлон»?
 Прелюдия к предложению в ООН
 От Карибского кризиса — к «справедливому и настоящему миру»

 Лунная программа подвергнута критике
 Отступление шестое: конец «медового месяца» лунной программы
 СССР выходит из «лунной гонки»?
 Подготовка к выступлению в ООН
 НАСА — «за» или «против»?
 Почему ООН?
 Реакция в США на предложение Кеннеди
 Но был ли у сотрудничества шанс?
 «ЗАСТОЙ»
 Периоды Никиты Хрущева-Линдона Джонсона и Леонида Брежнева-Линдона Джонсона (середина — конец 1960-х гг.)
 Последствия доклада НАСА
 НАСА — АН СССР: надежды и разочарования
 Политические перемены на Земле и в космосе
 Соглашения в рамках ООН: свет в конце тоннеля или тупика?
 Международное сотрудничество в космосе или поиск союзников в космическом «противоборстве»?
 ОТ «ЛУННОЙ ГОНКИ» К «РУКОПОЖАТИЮ В КОСМОСЕ» (конец 1960-х — начало 1970-х гг.)
 Разрядка
 Окончание «лунной гонки»
 Отступление седьмое: почему СССР проиграл «лунную гонку»?
 Космическая программа США «теряет обороты»
 Позиция Никсона
 Космическая отрасль США: из кризиса «под руку» с СССР?
 Станция под вопросом
 СССР: сближаться или нет?
 Совпадение профессиональных интересов



ЧЕТЫРЕ КЛЮЧА К КОСМОЛОГИИ 
ПЛАН ВСЕЛЕННОЙ 
Большие структуры 
Горячая или холодная 
Ясной ночью… 
Мощь спектра мощности 
Исследования крупномасштабной структуры 
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВСЕЛЕННЫЕ 
Уровень 1 За нашим космическим горизонтом 
Уровень 2 Другие постинфляционные домены 
Уровень 3 Квантовое множество вселенных 
Уровень 4 Другие математические структуры 
Что говорил Оккам? 
МИФ О НАЧАЛЕ ВРЕМЕН 
Странное совпадение 
Эволюция революции 
Связывание свободных концов 
Приручение бесконечности 
Соударение мембран 
КОСМИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ 
Поиск начал 
Поразительное созвучие 
Еще не вечер 
ОТ ЗАМЕДЛЕНИЯ К УСКОРЕНИЮ
Битва титанов 
Охота за сверхновыми 
Наша космическая судьба 
КОСМИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА 
Рождение постоянной 
Энергия пустоты 
Шаг назад 
Мир суперсимметрии 
Геометрия и конечная судьба Вселенной 
КТО НАРУШИЛ ЗАКОН ТЯГОТЕНИЯ 
Квинтэссенция из ничего 
Пожизненное заключение 
Физика на мембране 
Искривление мембраны 
Нарушители законов 



ВТОРАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ КОСМИЧЕССКАЯ ПРОГРАММА(1971-1975)

    Космические корабли стыкуются на 36-м витке полета "Союза". В состыкованном состоянии связка кораблей находится на орбите около двух суток.
В конце совместного полета производится первая расстыковка и с целью дополнительной проверки работы систем, обеспечивающих стыковку кораблей, осуществляется тестовая стыковка с проверкой герметичности стыка без перехода экипажей. После этого производится окончательная расстыковка, экипажи кораблей проводят запланированные эксперименты и далее продолжают автономный полет с посадкой "Союза" примерно через 40 часов после разделения и "Аполлона" примерно через 9 суток полета.
    При проектной подготовке совместного полета кораблей были подробно определены не только баллистическая схема полета для номинального времени старта "Союза" - 15 июля 1975 г. в 15 ч 20 мин московского времени, но и схемы полета для пяти стартовых возможностей запуска "Аполлона" - в течение вторых, третьих, четвертых и пятых суток полета корабля "Союз". Был предусмотрен также запуск второго корабля "Союз" для повышения вероятности успешного решения задач совместного полета, например в случае, если "Аполлон" не сможет использовать ни одну из пяти стартовых возможностей.
    Все эти и другие проектно-баллистические вопросы совместного полета с советской стороны решались ведущими сотрудниками-баллистиками НПО "Энергия" О.Г. Сытиным, В.П. Гавриловым, В.Г. Ермаковым и другими начиная с конца 1971 г.
    Наряду с решением задач баллистического проектирования баллистические службы ЦУП-М и ЦУП-Х должны были решить ряд сложных вопросов подготовки точного оперативного баллистико-навигационного обеспечения совместного полета космических кораблей.
    Решение этих вопросов предполагает разработку в каждом ЦУП специального программно-математического обеспечения (ПМО) для точного расчета всех необходимых баллистических данных на ЭВМ, причем точность расчета должна быть достаточной при использовании в каждом ЦУП одних и тех же исходных данных.
    В то время в СССР и США развитие методов космической баллистики шло своими путями. В связи с этим оказались разными используемые системы координат, модели движения КА, в частности методы численного интегрирования, модели геопотенциала (тяготения Земли), верхней атмосферы и т.п. Таким образом, оказалось, что использовать исходные данные одного ЦУП в другом ЦУП было нельзя. А в процессе совместного полета предусматривался довольно интенсивный обмен этими данными между Центрами управления, особенно до сближения и стыковки космических кораблей.
    В связи с этим уже на этапе проектирования были согласованы единая система координат, приняты за основу американская модель геопотенциала и советская модель верхней атмосферы, а также метрическая система единиц. Необходимо заметить, что в НАСА результаты расчетов традиционно представляются в фунтах, футах, морских милях и т.д. В 1974 г. предстояло произвести всестороннюю проверку программ ПМО в Центрах управления полетом.
    В этих работах принял самое непосредственное участие и В.Д. Ястребов как старший научный сотрудник баллистического отдела ЦУП, где он был ответственным за определение орбит ИСЗ по навигационным измерениям и прогнозирование движения.
    В апреле 1974 г. стороны согласовали методику и критерии сверки результатов определения орбит и прогнозирования движения космических кораблей. В соответствии с этим были проведены работы по сверке результатов расчетов на штатных ЭВМ ЦУП-М и ЦУП-Х по прогнозированию перехода на круговую монтажную орбиту в начале 17-го витка.
    При сверке выяснилось, что результаты прогнозирования сторон существенно различаются из-за того, что в компьютере ЦУП-Х модель атмосферы отличается от согласованной модели.
    Поскольку американская сторона не согласилась перейти на согласованную модель атмосферы, ссылаясь на дороговизну переделки программ фирмой - разработчиком ПМО, стороны приняли ряд мер, позволяющих значительно уменьшить ошибки прогнозирования. Последующие проверки в совместных тренировках и реальный полет кораблей подтвердили правильность принятых решений.
    Совместные тренировки Центров управления полетом были проведены в марте, мае и июне-июле с участием персоналов управления, экипажей космических кораблей и специалистов консультативных групп. В процессе тренировок были выявлены некоторые несоответствия в расчетах сторонами одних и тех же баллистических данных. Так, например, выяснилось, что при расчете освещенности кораблей стороны принимали различные допущения. После обсуждения стороны пришли к соглашению о порядке оценки освещенности.
    Управление полетом корабля "Союз-19" осуществлялось из Центра управления ЦНИИмаш, расположенного в подмосковном городе Калининград. Этот Центр и раньше участвовал в управлении пилотируемыми и беспилотными космическими аппаратами. Он расположен в нескольких зданиях и функционально, как и любой Центр управления полетом, может быть разделен на две части. В одной из них размещены основные технические средства и обслуживающий их технический персонал и средства связи. Другая часть предназначена для размещения персонала, который непосредственно управляет полетом. Центральное место здесь занимает главный зал управления, где принимаются решения по управлению полетом и откуда ведутся радиопереговоры с экипажем.
    Главный зал оснащен техническими средствами, обеспечивающими быстрое получение информации, ее анализ и оперативную реализацию принятых решений. Здесь на больших экранах и буквенно-цифровых табло можно в любой момент увидеть, над какой точкой Земного шара находятся корабли и когда они будут в зонах видимости станций слежения, что передают бортовые телевизионные камеры, какие сейчас параметры орбиты, какая работа планируется на ближайший виток. На всех рабочих местах специалистов имеются индивидуальные телевизионные экраны, на которые подается телевизионная информация и с которых можно дать задание вычислительному комплексу. Отсюда можно по телефону связаться с другими специалистами Центра управления и руководителем полета. Подготовкой технических средств Центра и математического обеспечения для задач, решаемых вычислительным комплексом, руководил заместитель директора Центра управления полетом А.В. Милицын.
    В главном зале находятся также руководитель и сменный руководитель полета, их заместители по отдельным службам, ответственные специалисты по командно-измерительному комплексу и Центру управления полетом, специалисты, отвечающие за планирование программы и баллистическое обеспечение полета. Кроме них в зале работают главные специалисты по основным бортовым системам, оператор, ведущий радиопереговоры с экипажем, специалисты по действиям экипажа, врач, ответственный за контроль состояния здоровья экипажа. Здесь же располагаются несколько специалистов Центра, отвечающих за работу его основных технических служб. Всего в главном зале в смену работает 25...30 человек. Весь остальной персонал управления, а это еще около 100 человек в смену, находится во вспомогательных помещениях, расположенных вблизи зала и оборудованных для работы функциональных групп. Во время полета Центры управления работали круглосуточно, в три смены продолжительностью по 13 ч каждая.
    Командиром основного экипажа космического корабля "Союз-19" был назначен полковник Алексей Леонов - первый человек, совершивший выход в космос во время полета КК "Восход-2" в 1965 г. Бортинженером основного экипажа стал Валерий Кубасов, проводивший первый космический эксперимент по сварке во время полета на корабле "Союз-6" в 1969 г.
    Основным экипажем корабля "Аполлон" командовал бригадный генерал ВВС США Томас Стаффорд, ветеран трех космических полетов, в том числе полета к Луне на корабле "Аполлон-10". Дональд Слейтон -пилот стыковочного отсека корабля "Аполлон" и Вэнс Бранд - пилот отсека экипажа ранее в космос не летали.
    Все космонавты и астронавты, включая дублирующие экипажи, провели тренировки по всем аспектам совместного полета как в Центре подготовки космонавтов в СССР, так и в Центре пилотируемых полетов в Хьюстоне, США.
    Наступил 1975 г., а вместе с ним завершающие этапы работ. Наконец, 22 мая 1975 г. в Президиуме Академии наук СССР под председательством В. А. Котельникова и заместителя директора НАСА доктора Дж. Лоу были рассмотрены доклады директоров проекта "Союз" - "Аполлон" о готовности к полету. В заседании впервые приняли участие специалисты, ученые, руководители специальных рабочих групп от СССР и США. Компетентная аудитория, проанализировав состояние подготовки к полету каждой из сторон, сделала вывод, что все этапы работ по проекту ЭПАС завершены. Был торжественно подписан итоговый документ о готовности к полету.
    По воспоминаниям В. Д. Ястребова, совместный полет кораблей "Союз" и "Аполлон" прошел исключительно успешно. "Союз-19" стартовал в расчетное время - 15 июля в 15 ч 20 мин. По результатам определения орбиты с помощью данных измерений первого и второго витков были рассчитаны параметры маневра для перехода "Союза" на монтажную орбиту и выдан вектор состояния "Союза" в ЦУП-Х. Затем по данным измерений была определена орбита и уточнены фактические параметры маневра на четвертом витке. Они оказались близкими к расчетным, и на основании этого советский руководитель полета дал разрешение на старт "Аполлона".
    Второй маневр "Союза-19" на 17-м витке был также выполнен точно, и в расчетное время корабль "Союз-19" вышел на расчетную круговую монтажную орбиту. Старт "Аполлона" состоялся в расчетное время через 51 ч 19 мин. Все маневры "Аполлон" выполнил с высокой точностью, используя для сближения векторы состояния "Союза-19", выданные ЦУП-М.
    17 июля 1975 г. в 18 ч 12 мин 10 с было совершено жесткое соединение кораблей. Причем начальное касание кораблей произошло над территорией Германии, в районе, где в 1945 г. состоялась встреча советских и американских войск.
    После стыковки ЦУП-М оперативно определил орбиту связки кораблей и сообщил параметры этой орбиты в ЦУП-Х. Совершенно неожиданно баллистик ЦУП-Х Б. Стоул пришел в комнату советской консультативной группы и заявил, что данные ЦУП-М содержат ошибку в высоте орбиты около 1 км. В.Д. Ястребов ответил: "Мы так врать не умеем. Предельная ошибка 200...300 м - это возможно, но не 1 км". Договорились взять тайм-аут 30 минут, после которого Б. Стоул подтвердил, что данные ЦУП-М верны, и они получили ту же орбиту. Оказалось, что из-за некоторой переработки двигателей "Аполлона" связка кораблей получила дополнительный импульс разгона около 1 м/с, что и привело к подъему ее орбиты.
    Затем последовали переходы экипажей, встречи, телевизионные репортажи. После примерно 44 часов совместного полета были осуществлены первая расстыковка кораблей и повторная стыковка. Экипажи выполнили совместный эксперимент "Искусственное солнечное затмение" и произвели тестовую стыковку. Окончательная расстыковка была выполнена 19 июля в 18 ч 26 мин, после чего корабли совершали автономный полет. Корабль "Союз-19" осуществил посадку на шестые сутки, 21 июля на 97-м витке. Перед спуском на 80-м витке была произведена коррекция прохождения трассы полета. Кроме того, тормозной импульс был увеличен с 95 до 120 м/с для увеличения времени полета над освещенной поверхностью Земли. Все это позволило обеспечить высокую точность выхода спускаемого аппарата в заданный район, а вертолетам службы поиска — возможность вести телерепортаж о посадке корабля, в том числе и в США. В 13 ч 15 мин сработали двигатели мягкой посадки, и корабль оказался на Земле. В США эта посадка и сопровождавшие ее клубы дыма и пыли первоначально вызвали шок (ведь "Аполлон" садится на воду), и лишь срочное сообщение репортеров о том, что спуск и посадка осуществлены нормально, всех успокоило. После посадки "Союза-19" персонал советской консультативной группы в ЦУП-Х был приглашен в главный зал управления и каждому ее специалисту под общие аплодисменты П. Франк вручил удостоверение почетного члена группы управления НАСА. Удостоверение выполнено на белом стекле в рамке размером 60x30 см, с флагами СССР и США, эмблемой ЦУП им. Джонсона и подписями главного и сменных руководителей полета. В тот же день был дан прощальный банкет.
    Нельзя не отметить блестящую работу баллистической службы ЦУП-М во главе с И.К. Бажиновым. Это была первая столь ответственная работа службы. Особенно успешно работала группа определения и прогнозирования, которая во время подготовки серьезно модернизировала ПМО в своей части. В состав американской баллистической службы входили К. Янг, Б. Волленхагт, Б. Стоул, М. Коллинг и др.
    Через трое с половиной суток в заданном районе Тихого океана приземлился "Аполлон".
    Управление полетом космического корабля "Союз-19" осуществлялось советским Центром управления ЦНИИмаш с помощью станций слежения командно-измерительного комплекса ГУКОС, расположенных на территории СССР, и научно-исследовательских судов "Космонавт Юрий Гагарин" и "Академик Сергей Королев".
    Стыковка на орбите советского и американского космических кораблей была воспринята с большим энтузиазмом во всем мире как важная веха в космических исследованиях и большой вклад в улучшение советско-американских отношений и смягчение международного климата. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев и Президент США Д. Форд обменялись посланиями, в которых выразили надежду на взаимопонимание и возможность последующей деятельности в области космических исследований. Говоря о тех, кто готовил и обеспечивал полет "Союза-19", технический директор проекта ЭПАС К.Д. Бушуев с большой благодарностью отметил "...труд технического персонала космодрома, стартовой команды, которые в нестерпимый зной отлично подготовили ракетно-космический комплекс к старту и обеспечили нормальное выведение "Союза-19" на орбиту. Безукоризненны оказались расчеты баллистиков. Отлично работали системы управления движением ракеты-носителя и корабля. Слаженно взаимодействовали специалисты Центра управления, между которыми по 15 каналам постоянно поддерживалась прямая телефонная, телеграфная и телевизионная связь.
    Был получен ценнейший опыт взаимодействия двух Центров управления полетом и подтверждена правильность технических и организационных мероприятий, разработанных советскими и американскими специалистами, по обеспечению совместного управления полетом космических кораблей разных стран". К этому следует добавить слова благодарности в адрес коллективов военных представительств, которые на протяжении долгих месяцев осуществляли контроль за отработкой и изготовлением космических кораблей, ракет-носителей и других систем, участвовавших в эксперименте, добиваясь их высочайших надежности и качества.

<< назад || далее >>
ГРАВИТАЦИЯ
 

Ньютон и его предшественники
Специальная теория относительности
Теория относительности и гравитация
Относительность свободного падения
Тяготение во времени и пространстве



Рекомендуем прочитать

Венера родная сестра Земли. >>> Обнаруженная учеными вулканическая активность Венеры, по мнению самих ученых, вероятнее всего свидетельствует о сходстве с нашей планетой. Данное исследование проводилось группой американских ученых в Лаборатории реактивного движения  NASA с помощью космического аппарата «Венера – экспресс», который с весны 2006 года является искусственным спутником Венеры.

Гигантский вихрь на южном полюсе Нептуна >>> Исследования и наблюдения американских ученых – астрономов за планетой солнечной системы Нептун зарегистрировали скопление облаков у южного полюса этой планеты. По мнению ученых, это скопление облаков может свидетельствовать о существовании вихря, сильной мощности и масштабности в этом районе Нептуна.
 

 

/
Сайт по космосу. Дизайн soz/