s



главная :: новости :: история космонавтики :: астрономия
поиск по сайту
.
история
космонавтики

Первый Советский космонавт
Космонавты побывавшие в космосе
Астрономия Древней Греции
Космодром Байканур
Начало космической эры
Космическая техника СССР
Федерация Космонавтики - "Cтраницы история"

ХРОНИКА ОСВОЕНИЯ КОСМОСА
1920 1930 1940 1950
1960 1970 1980 1990
2000      
АСТРОНОМИЯ
ВСЕЛЕННАЯ
  Возникновение Вселенной
Познание Вселенной - цель разумной деятельности человека.
Большой взрыв. Рождение вселенной.
Звезды - далекие солнца.
«Биографии» звезд
Катастрофы Вселенной. Взрывающиеся звезды
Нужна ли генеральная уборка Вселенной?
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА
  СОЛНЦЕ
Меркурий (58 млн.км)
Венера (108 млн.км)
Земля (150 млн.км)
Марс (228 млн.км)
Пояс астероидов (420млн.км)
Юпитер (778 млн.км)
Сатурн (1427 млн.км)
Уран (2586 млн.км)
Нептун (4498 млн.км)
Плутон (5912 млн.км)
ГАЛАКТИКИ
  Наша галактика. Млечный Путь
Гигантские звездные системы
Многообразный мир галактик.
Магеллановы Облака.
Метагалактика
статьи
связанные с космосом

Гравитация
Двойные звезды

КНИГИ
Тайны МАРСА
История заката двух миров
ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ

Тайны космоса XX век. Хроника необъяснимого

   ВСЕЛЕННАЯ ЗАДАЕТ ЗАГАДКИ
 Завод звезд
 
Пропасти космоса
 ПРОИСШЕСТВИЯ В МИРЕ ЗВЕЗД
 Молекулы в космосе
 ЧТО СЛЫШНО? 
 Как «запрягают» телескопы
 Планеты у чужих солнц
 Отзовись, Вселенная!
 ПУТЕШЕСТВИЯ ТАЯТ ОПАСНОСТИ 
 На ракете или под парусом?
 Реквием по теории
 Погода в космосе
 Компьютер вместо звездолета
 СЕКРЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
 Вселенские убийцы
 Астроблемы создают проблемы

 По метеоритам — пли!
 Воздушная тревога?
 Прилетали к нам волшебники?
 Клады в космосе
 ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ПЛАНЕТ
 Фантастика и математика
 Одиссея Луны
 ГДЕ ВОДА, ТАМ И ЖИЗНЬ?
 Путешествие по планетам
 Вижу жизнь на луне Юпитера!
 Большая прогулка
 МАРСИАНСКИЕ ХРОНИКИ
 Этапы большого пути
 Откуда мы родом?
 Так есть ди жизнь на Марсе?
 Одиссея продолжается...
 Можно ли там жить?
 Планета загадок
 ВОКРУГ ЗЕМЛИ
 Пресса создает шум
 Сказки о Луне
 Секс на «летающей тарелке»
 ПО СЛУХАМ И ДОСТОВЕРНО...
 Тайные катастрофы
 Первые полеты
 Так были ль американцы на Луне?
 Эпопея «Мира»
 КАТАСТРОФЫ ЗАВИСЯТ ОТ ЗВЕЗД?
 Незаконная дочь астрономии
 Еще о Ностродамусе
 Пророки за компьютерами
 Что рассказал «черный ящик»
 Когда пророчества сбываются
 СКВОЗЬ ПРИЗМУ БИБЛИИ
 Ковчег праведника, Вселенский потоп и Луна
 Корабли пророка
 Что стоит за Апокалипсисом?!
ТАЙНЫ ЛУННОЙ ГОНКИ
СССР И США: СОТРУДНИЧЕСТВО В КОСМОСЕ
   НАПЕРЕГОНКИ ИЛИ РУКА ОБ РУКУ?
 Период Дуайта Эйзенхауэра — Никиты Хрущева (конец 1950-х — 1964 г.)
 Отступление первое: Вернер фон Браун
 Отступление второе: люди в «железных масках»
 Академия наук (АН) СССР и советская научно-техническая элита
 Роль Королева
 Отступление третье: как формировался экипаж «Восхода»
 Отступление четвертое: так была ли «гонка за датами»?
 Американские ученые и спутник
 Оппозиция в США сотрудничеству с Советским Союзом
 Советский и американский спутники: некоторые тайны рождения
 Зачем Соединенным Штатам нужно было сотрудничество с СССР?
 Реакция СССР на предложение США
 Первые шаги к сотрудничеству
 Специальный (Ad Нос) комитет по использованию космического пространства в мирных целях
 Постоянный комитет по использованию космического пространства в мирных целях
 Соединенные Штаты проявляют настойчивость
 Попытка прорыва (Хрущев — Кеннеди)
 Приоритет — сотрудничеству
 Кеннеди отстаивает идею сотрудничества
 Отступление пятое: Джеймс Уэбб
 Решение о пилотируемом полете на Луну
 И вновь «всемирный» подход...
 Хрущев проявляет гибкость
 Переговоры Благонравова и Драйдена
 В поиске выхода из тупика
 Встреча в Белом доме, или для чего Кеннеди понадобился «Аполлон»?
 Прелюдия к предложению в ООН
 От Карибского кризиса — к «справедливому и настоящему миру»

 Лунная программа подвергнута критике
 Отступление шестое: конец «медового месяца» лунной программы
 СССР выходит из «лунной гонки»?
 Подготовка к выступлению в ООН
 НАСА — «за» или «против»?
 Почему ООН?
 Реакция в США на предложение Кеннеди
 Но был ли у сотрудничества шанс?
 «ЗАСТОЙ»
 Периоды Никиты Хрущева-Линдона Джонсона и Леонида Брежнева-Линдона Джонсона (середина — конец 1960-х гг.)
 Последствия доклада НАСА
 НАСА — АН СССР: надежды и разочарования
 Политические перемены на Земле и в космосе
 Соглашения в рамках ООН: свет в конце тоннеля или тупика?
 Международное сотрудничество в космосе или поиск союзников в космическом «противоборстве»?
 ОТ «ЛУННОЙ ГОНКИ» К «РУКОПОЖАТИЮ В КОСМОСЕ» (конец 1960-х — начало 1970-х гг.)
 Разрядка
 Окончание «лунной гонки»
 Отступление седьмое: почему СССР проиграл «лунную гонку»?
 Космическая программа США «теряет обороты»
 Позиция Никсона
 Космическая отрасль США: из кризиса «под руку» с СССР?
 Станция под вопросом
 СССР: сближаться или нет?
 Совпадение профессиональных интересов



ЧЕТЫРЕ КЛЮЧА К КОСМОЛОГИИ 
ПЛАН ВСЕЛЕННОЙ 
Большие структуры 
Горячая или холодная 
Ясной ночью… 
Мощь спектра мощности 
Исследования крупномасштабной структуры 
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВСЕЛЕННЫЕ 
Уровень 1 За нашим космическим горизонтом 
Уровень 2 Другие постинфляционные домены 
Уровень 3 Квантовое множество вселенных 
Уровень 4 Другие математические структуры 
Что говорил Оккам? 
МИФ О НАЧАЛЕ ВРЕМЕН 
Странное совпадение 
Эволюция революции 
Связывание свободных концов 
Приручение бесконечности 
Соударение мембран 
КОСМИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ 
Поиск начал 
Поразительное созвучие 
Еще не вечер 
ОТ ЗАМЕДЛЕНИЯ К УСКОРЕНИЮ
Битва титанов 
Охота за сверхновыми 
Наша космическая судьба 
КОСМИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА 
Рождение постоянной 
Энергия пустоты 
Шаг назад 
Мир суперсимметрии 
Геометрия и конечная судьба Вселенной 
КТО НАРУШИЛ ЗАКОН ТЯГОТЕНИЯ 
Квинтэссенция из ничего 
Пожизненное заключение 
Физика на мембране 
Искривление мембраны 
Нарушители законов 



ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ (1966-1970)

КБ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

    Имевшиеся в Минобщемаше конструкторские организации по двигателестроению, руководимые В.П. Глушко (ОКБ-456) и А.М. Исаевым (ОКБ-2) были загружены разработкой ЖРД для стратегических ракет РВСН и ВМФ. При этом ОКБ-456 специализировалось на разработке двигателей большой мощности, а ОКБ-2 активно включилось в разработку двигателей для космических аппаратов. Но потребности космической техники были значительно шире. Подавало большие надежды привлеченное из Министерства авиационной промышленности ОКБ-154 С.А. Кос-берга. Решением правительства к программе ракетостроения Минобщемаша были подключены серийные заводы Минавиапрома в Перми, Куйбышеве, Омске и Красноярске, на которых активно осваивалось производство двигателей разработки В.П. Глушко. Кстати, там уже работали филиалы ОКБ-456, осуществлявшие сопровождение документации при серийном производстве. Встал вопрос: создавать новые двигательные КБ в Минобщемаше или внедрять разработки новых космических ракетных ЖРД на авиационных двигательных предприятиях? Руководство ВПК и Минобщемаша выбрало второй путь. Однако в 1960-х гг. основные образцы ЖРД для ракетно-космической техники все же создавались на предприятиях Минобщемаша.
    КБ Энергомаш (до 1965 г. ОКБ-456). В КБ продолжались под руководством В.П. Глушко работы по двигателям РД-253 для первой ступени ракеты-носителя "Протон". Создание этого двигателя в 1965 г. явилось большим достижением коллектива ОКБ. Это самый мощный однокамерный ЖРД, работающий на высококипящих компонентах топлива. Впервые в мире столь мощный двигатель был выполнен по схеме с дожиганием окислительного газа, что значительно повысило энергетические показатели двигателя. Узлы крепления двигателя обеспечивали возможность его поворота в вертикальной плоскости с целью управления вектором тяги.
    К этому времени была также завершена разработка двигателя РД-119 для второй ступени ракеты-носителя "Космос-2" на базе ракеты Р-12. Двигатель с тягой 10 тс обладал наивысшей для ЖРД открытой схемы, работающего на высококипящем топливе, удельной тягой в пустоте — 352 с. Это было начало перехода отечественного двигателестроения на создание двигателей второго поколения. Были также начаты разработки перспективных двигателей, позволяющих применять экологически чистые топлива в ракетах большой мощности, которые в дальнейшем вылились в создание двигателей для ракет-носителей "Энергия" и "Зенит". Однако в 1960-х гг. состояние этих работ не позволило ОКБ-456 принять участие в создании кислородных двигателей для ракеты-носителя HI.
    КБ химического машиностроения (КБХМ, до 1967 г. ОКБ-2). Параллельно с работами в интересах создания ракет морского базирования в КБХМ, возглавляемом А.М. Исаевым, началось создание двигателя для второй ступени ракеты-носителя "Космос-1" на базе ракеты Р-14. Уже в 1962 г. начались летные испытания первой, а затем и второй модификации этого двигателя. В 1967 г. стадию ЛКИ проходил их модернизированный вариант, который был принят в эксплуатацию в 1970 г. и с тех пор до настоящего времени выпускался серийно. При более чем 750 запусках ракет "Космос-1 и -3" показатель их надежности составляет 0,997. Двигатель тягой 16 тс с турбонасосной системой подачи топлива (АК-27 и НДМГ), трехрежимный с двумя включениями. Имеет четыре поворотных сопла для управления движением ступени.
    С началом в ОКБ-1 работ по созданию возвращаемых с орбиты космических аппаратов в ОКБ-2 стали разрабатываться тормозные двигательные установки (ТДУ). ТДУ-1 для КА "Восток" разрабатывалась с использованием опыта совместной с ОКБ-1 работы по созданию ЖРД для ракеты Р-11. ТДУ-1 была разработана и сдана в эксплуатацию в течение неполных полутора лет и долгие годы изготавливалась серийно. Такая ТДУ использовалась на всех первых возвращаемых на Землю космических аппаратах с подопытными собаками и манекеном, имитирующим космонавта, а затем и на кораблях "Восток" и "Восход" с космонавтами на борту. Она же стояла на КА "Зенит".
    Эта двигательная установка положила начало созданию космических двигателей и двигательных установок для космических аппаратов, изменяющих в полете параметры своих орбит, главных конструкторов СП. Королева, Д.И. Козлова, Г.Н. Бабакина, М.Ф. Решетнева, В.П. Мишина, В.М. Ковтуненко. В том числе для КА "Луна", "Марс", "Венера", "Молния", "Союз", "Зонд", "Салют", "Прогресс", "ЛОК", "ЛК". Была разработана двигательная установка КТДУ-5А для объекта Е-6 ("Луна"), обеспечивающая два включения: первое для коррекции траектории полета космического аппарата, второе — для снижения скорости аппарата при его переводе на орбиту искусственного спутника Луны и посадке на Луну. Для обеспечения полетов космических аппаратов первого этапа "Марс" и "Венера" было разработано пять двигательных установок: три одноразового включения и две - двухразового. К 1966 г. были разработаны две модификации двигательной установки для спутников-ретрансляторов "Молния-1" и "Молния-2". В 1963 г. началась разработка двигательной установки КТДУ-35 многократного включения для трехместного космического корабля "Союз". Она обеспечивала коррекцию орбиты, изменение скорости движения корабля при сближении и стыковке с другими кораблями, а также торможении корабля при его спуске на Землю. Двигательная установка была снабжена основным однокамерным двигателем тягой 0,4 тс й дублирующим двухкамерным двигателем с тягой каждой камеры 0,2 тс. Оба двигателя работали на компонентах топлива АК-27 и НДМГ и имели отдельные турбонасосные агрегаты (ТНА). Создание этой КТДУ позволило обеспечить впервые в мире автоматическое сближение и стыковку космических аппаратов, создание первой в мире экспериментальной космической станции "Союз-4" — "Союз-5", полеты всех пилотируемых кораблей "Союз" и доставку советских и интернациональных экипажей на борт орбитальных станций. КТДУ-35 в дальнейшем неоднократно модернизировалась для последующих программ. В рамках программы Н1-ЛЗ были разработаны следующие двигательные установки: установка для блока "И" лунного орбитального корабля (КТДУ-51), состоящая из двух двигателей: сближающе-корректирующего тягой 0,4 тс 35-разового включения и разгонного тягой 3,4 тс одноразового включения, а также установка для разгонного блока "Р" с двигателем на компонентах жидкий кислород и жидкий водород, обеспечивающим коррекцию траектории при полете к Луне и торможение на окололунной орбите. Это был первый отечественный кислородно-водородный двигатель с турбонасосной системой подачи компонентов топлива. Его первое испытание прошло в январе 1966 г.
    В 1960-х гг. была разработана серия двигателей на высококипящих компонентах топлива для автоматических межпланетных станций по исследованию Луны, Марса и Венеры: КРД-417, КРД-61, КРД-425А, которые успешно работали в полете. Кроме того, была начата разработка двигателей для космических аппаратов конструкции Д.И. Козлова и М.Ф. Решетнева. Это сотрудничество продолжалось многие годы и привело к созданию около 20 различных двигателей.
    ЦКБ экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, до 1965 г. ОКБ-1). С 1959 г., когда начались совместные с авиационным двигательным ОКБ-154 разработки двигателя для разгонного блока "Е" ракеты-носителя "Восток", в ОКБ накапливался опыт создания двигательных установок для космических ракет-носителей и аппаратов. В связи с созданием ракеты-носителя "Молния" в ОКБ под руководством М.В. Мельникова была начата самостоятельная разработка первого отечественного двигателя с дожиганием топлива С1.5400 для блока "Л", а также для третьей ступени - блока "В" — глобальной боевой ракеты ГР-1. Этот двигатель должен был обладать новым для ракетных ЖРД свойством -двухкратным включением: при первом включении блок "В" выводился на орбиту, а при втором должен был создаваться тормозной импульс для схода с этой орбиты и возвращения на Землю. Основные компоненты топлива ракеты - жидкий кислород и керосин. Разработка двигателя началась в 1963 г. Работа проводилась в сжатые сроки. Опытным заводом было изготовлено 230 двигателей и проведено около 500 огневых испытаний. В 1965 г., когда двигатель находился в стадии завершения конструкторско-доводочных испытаний, работы по теме ГР-1 были прекращены. Накопленный опыт позволил выработать правильный подход к созданию высотных двигателей многоразового включения высокой надежности и послужил основой для разработки последующего двигателя семикратного включения.
    Такой двигатель с тягой 8,5 тс потребовался для разгонного блока "Д" лунной системы ЛЗ комплекса Н1-ЛЗ. В конце 1965 г. этот блок, созданный ОКБ-1, решено было использовать и в составе головного блока Л1 ракетно-космического комплекса УР-500К-7К-Л1 для решения задачи облета Луны в рамках программы Л1. Двигатель под индексом CI .5400А1 был создан и изготовлен в ОКБ-1 в 1964-1968 гг. (на производственных мощностях опытного завода 88-ЗЭМ). Затем в 1968 г. он был передан на Волжский механический завод. Этот двигатель универсального назначения, многократного включения, сочетающий повышенные эффективность (удельный импульс около 3400 м/с) и экономичность, надежность и большой ресурс, является первым представителем второго поколения кислородных двигателей с дожиганием, разработанных отделом ЖРД и двигательных установок, руководимым М.В. Мельниковым. После 1969 г. двигатель прошел унификацию для многоцелевого ракетного блока "ДМ", обеспечивавшего запуски автоматических космических аппаратов на Луну, Марс, Венеру и на стационарную орбиту в составе головного блока, выводимого РН "Протон" на низкую околоземную орбиту.
    КБ химавтоматики (КБХА, до 1965 г. ОКБ-154 ГКАТ). После успешной разработки ЖРД для стратегических ракет РВСН и создания двигателя для третьей ступени ракеты-носителя "Восток" в КБ продолжались активные разработки двигателей для комплекса Н1-ЛЗ, второй и третьей ступеней ракеты-носителя "Протон", а также для обеспечения разгона, маневра и коррекции орбиты космической станции "Алмаз". Эти разработки КБХА явились большим вкладом в космическую программу Минобщемаша. Они выполнены в значительной степени благодаря таланту и энергии руководителя КБ С.А. Косберга. Подключение к космической программе КБХА и Воронежского механического завода было очень удачным. Эти коллективы прочно вошли в число передовых разработчиков ЖРД в стране, и вполне закономерной явилась передача этих крупных предприятий в состав Минобщемаша. К сожалению, в результате автомобильной катастрофы С.А. Косберг ушел из жизни. В 1965 г. КБХА возглавил талантливый инженер - главный конструктор Александр Дмитриевич Конопатов.
    КБХА, используя опыт и лучшие достижения других КБ в сочетании с результатами проведенных оригинальных исследований по устойчивости процессов горения в ЖРД и их регулированию, сумело создать целое семейство весьма совершенных конструкций двигателей. В целом в 1960-е гг. КБХА вело разработку около 40 двигателей и их модификаций для ракет-носителей и космических аппаратов.
    Неудачным оказалось подключение к космической программе Минобщемаша двух других двигательных КБ Минавиапрома: ОКБ-276 (генеральный конструктор Н.Д. Кузнецов) к разработке маршевых двигателей и ОКБ-165 (главный конструктор А.М. Люлька) к разработке водородных двигателей для программы Н1-ЛЗ. Несмотря на большое желание разработчиков успешно выполнить поставленные задачи и определенные положительные результаты, прекращение этой программы привело и к прекращению сотрудничества этих КБ с Минобщемашем. Тем не менее ОКБ-276, продолжая работы, к концу 1970 г. провело 955 испытаний двигателей первой ступени и их модификаций для второй ступени HI и блока "Г". Была также начата разработка двигателей повышенной надежности для трехкратного запуска без переборки.
    В результате попытки развить направление по разработке ЖРД в ОКБ-586 в Днепропетровске путем создания КБ-4 во главе с И.И. Ивановым лишь были организованы сопровождение изготовления серийных двигателей В.П. Глушко на ЮМЗ, а также разработка некоторых образцов малых двигателей для баллистических ракет, блока "Е" ракеты HI и лунного корабля (ЛК).
    В целом жидкостное ракетное двигателестроение в рассматриваемый период переживало пору зрелости. Удельный импульс тяги за эти годы возрос у двигателей на высококипящих компонентах примерно на 10 %, а у криогенных - на 8...39 % (при переходе на водородное горючее). Стали широко использоваться такие эффективные средства борьбы с высокочастотными колебаниями, как многоярусное смесеобразование и антивибрационные перегородки. Во всех ведущих двигательных КБ была освоена наиболее совершенная схема двигателей — замкнутая с дожиганием окислительного или восстановительного генераторного газа в камере сгорания. Однако проявилось и несовершенство распределения тематики в двигательных НИИ и КБ, в результате чего программа HI оказалась необеспеченной необходимыми двигателями.
    Что касается применяемых для ракет топлив, то необходимо отметить, что в 1960-е гг. в нашей стране велись интенсивные исследования, которые позволили сделать выводы: твердые топлива целесообразно использовать для боевых ракет, но из-за недостаточно интенсивного проведения работ по их разработке внедрение их предполагается в более поздний период. Для ракет-носителей они не могут заменить перспективные жидкие топлива.
    В 1971 г. ЦНИИмаш уверенно рекомендовал использовать для ракет-носителей и космических аппаратов стабильные AT и НДМГ; перекись водорода и РГ-1; криогенные кислород и РГ-1; кислород и водород.
    Преимуществ гибридных топлив перед жидкими не было выявлено, и поэтому развития они не получили.

ГРАВИТАЦИЯ
 

Ньютон и его предшественники
Специальная теория относительности
Теория относительности и гравитация
Относительность свободного падения
Тяготение во времени и пространстве



Рекомендуем прочитать

Венера родная сестра Земли. >>> Обнаруженная учеными вулканическая активность Венеры, по мнению самих ученых, вероятнее всего свидетельствует о сходстве с нашей планетой. Данное исследование проводилось группой американских ученых в Лаборатории реактивного движения  NASA с помощью космического аппарата «Венера – экспресс», который с весны 2006 года является искусственным спутником Венеры.

Гигантский вихрь на южном полюсе Нептуна >>> Исследования и наблюдения американских ученых – астрономов за планетой солнечной системы Нептун зарегистрировали скопление облаков у южного полюса этой планеты. По мнению ученых, это скопление облаков может свидетельствовать о существовании вихря, сильной мощности и масштабности в этом районе Нептуна.
 

 

/
Сайт по космосу. Дизайн soz/