Греческие ученые античного периода интересовались астрономией и писали труды на эту неисчерпаемую тему. Имена многих из них история не сохранила. Но некоторые оставили после себя книги, которые дошли до наших дней. И хотя довольно часто понятия, изложенные вэтих книгах, ошибочны, но все же по-своему интересны, оригинальны и заслуживают того, чтобы вспомнить о них.
Первым астрономом-наблюдателем считают Клеострата Тенедос-ского, жившего в VI веке до н. э. До наших дней дошли источники, в которых описывается, что Клеострат наблюдал за небом с горы: Ида на острове Крит. Полагают, что им была сочинена поэма «Астрология». Ученик Клеострата (история не сохранила его имени) впервые в Греции уточнил длину тропического года.
Многие философы того времени занимались астрономическими наблюдениями. Например, Фалес изучал Солнце и ввел новое созвездие — Малую Медведицу. Его ученик Анаксимандр возвел в Греции первый гномонн, а также птредпринял попытку создать небесный глобус, построил первые солнечные часы.
В V веке до н. э. в Греции жили три астронома, проводившие свои наблюдения в разных точках страны. Один из них, Энопид Хиосский (500-430 до н. э), первым в Греции определил наклон эклиптики к экватору. Ему же приписывают открытие 59-летнего лунно-солнечного цикла, благодаря чему появилась возможность согласовать лунный и солнечный календари. Второй астроном, Метон (460-? до н. э.) предложил способ согласования синодического месяца и солнечного тропического года. Третий, Евктемон, помощник Метона, высказал идею о разной длительности астрономических сезонов и т. д.
Однако все эти ученые античной Греции более интересовались календарями, чем собственно астрономией, строением Вселенной, происхождением Земли, Солнца, планет, звезд. Вероятно, первым ученым, который постарался ответить на эти вопросы, стал Анаксимен. Но от его предположений относительно неподвижных звезд, прикрепленных к небу, и свободно парящих в пнространстве планет, Луны и Солнца еще очень далеко до появления геоцентрической теории мира.
Вероятно, первым ученым, постаравшимся объяснить устройство Вселенной с точки зрения науки, стал знаменитый античный философ Аристотель (384-322 до н. э.). Он родился в Стагире (Фракия), вюношеском возрасте переехал в Афины, где и провел большую часть жизни. Аристотель был учеником Платона, а позднее основал перипатетическую школу, или ликей. Он внимательно изучил предположения других ученых о том, что Земля «уходит своими корнями в бесконечность», «плавает в воде» или «удерживается в пространстве сжатым воздухом», и пришел к выводу, что ни одно из них не соответствует действительности.
Сам Аристотель представлял космос как большое количество связанных друг с другом материальных сфер, каждая из которых подчиняется определенным законам и движется в ссоответствии с ними. По его теории, мир состоял из 56 сфер.
Вселенную Аристотель считал огромным пространством без центра играниц. Небесные тела, по его мнению, состояли из эфира и двигались по кругу. Видимое движение небесных тел с востока на запад Аристотель объяснить не смог и ограничился высказыванием, что «природа всегда осуществляет наилучшую из всех возможностей».
Неподвижность звезд внутри сферы (т. е. на небе) Аристотель объяснял так: они обращаются вокруг Земли со скоростью, которая совпадает с движением сферы. Саму Землю ученый считал небольшим небесным телом в сравнении с другими планетами и озвездами.
В течение длительного периода времени теория Аристотеля не подвергалась сомнению. Даже позднее, в Средние века, многие ученые продолжали ссылаться на нее, а противников античного философа объявляли еретиками.
Одним из греческих астрономов считался Арат. Он родился около 325 года до н. э. в Солах, жил в эпоху эллинизма. В юношеские годы Арат переехал в Афины, где его учителем был, скорее всего, философ Зенон. Арат более известен не как астроном, а как талантливый поэт. Возможно, поэтому именно ему поручили переложить на стихи содержание одной из книг Евдокса.
Евдокс Книдский (ок. 408 — ок.. 355 до н. э.) предпринял попытку объяснить правилам, по которым планеты движутся вокруг Земли. Он птредставлял их перемещение в виде комбинации двадцати семи концентрических сфер, равномерно вращающихся вокруг Земли. Кроме этого, Евдокс выполнил карту звездного неба. К сожалению, работы этого древнего астронома не сохранились до наших дней, и сегодня о них можно судить только благодаря поэме Арата и комментариям к ней самого Евдокса.
Поэма в некоторых местах расходилась с оригиналом, и современники, а также астрономы, жившие позднее, вели споры о том, вносил ли Арат свои исправления в труд Евдокса или просто изложил его в стихах. Некоторые говорили, что «классик не может ошибаться; если у него все-таки есть ошибки, общие с Евдоксом или его собственные, значит, надо объяснить, что это вовсе не его ошибки, а всего лишь промахи переписчиков».
Вот небольшой отрывок из поэмы Арата:
..Вместе со сводом небес — непрестанно, вседневно и вечно, Но не смещаясь отнюдь, напротив, в недвижности косной Ось утвердилась; надежно она в равновесии Землю Посередине хранит и стремит небеса круговратно. Остриями ограничена ось обоюдосторонне: Южное скрыто от глаз, супротив обозримо другое — С севера над Океаном. Вокруг две Медведицы рядом Связно с осью бегут, за что и прозвали их «Возы». Головы держат они неизменно у чресел друг друга, Плечи одной с плечами другой расположены вровень, В стороны смотрят, однако, противные. В последующих стихах описываются такие созвездия: Коленопреклоненный (Геркулес), Венец (Северная Корона), Змеедержец (Офиух), Скорпион и Клешни (Весы), Арктофилак (Волопас), Дева, Рак, Лев, Близнецы, Воззничий, Телец, Кефей, Кассиопея, Андромеда, Конь (Пегас), Овен и др.
Астрономы родосской школы внимательно изучили оба сочинения и пришли к выводу, что Арат не исправлял, а только пересказал в стихах идеи Евдокса. После этого они снабдили поэму своими комментариями и поправками. Один из астрономов школы, Аттал, посылая новый вариант поэмы Гиппарху, написал: «Посылаем тебе книгу Арата, исправленную нами, и комментарии к ней, приведя все в соответствие с фактами и с общим контекстом поэмы.: Возможно, кто-нибудь спросит: что заставляет нас считать, будто наши исправления отвечают замыслу автора? Мы отвечаем на это несокрушимым доводом: согласие поэта с фактами».
Однако Типпарк (ок. 180 или 190-125 до нн. э.), которого сегодня считают одним из основателей науки астрономии, внимательно изучил поэму Арата c многочисленными комментариями и не только не согласился сфактами, изложенными в ней, но и высказал мнение, что ее распространение уведет других исследователей просторов космоса на ложный путь. Он написал свой комментарий к поэме, в котором отметил, что визложении Арата можно обнаружить расхождения с фактами, уже известными в то время. Сочинение Евдокса, хоть и содержащее некоторые недочеты, в целом следует считать более правильными. В заключение Гиппарх отметил, что, может быть, «..не стоит упрекать Арата за его ошибки, раз он, в описании явлений, следовал за трудом Евдокса, не производя собственных наблюдений». Таким образом многие современники усомнились в том, что Арат действительно разбирался в астрономии. Однако в трудах ученых, живших в последующие века, можно найти ссылки на поэму Арата как на труд по астрономии. Один из поэтов, ГГельвий Циинна, сочинил такую эпиграмму:
Эти песни Арат сочинил при бессонной лампаде, Мы изучали по ним тайны небесных огней.
Сам Гиппарх много наблюдал за движением Солнца, Луны и звеззд, что позволило ему многое сделать для становления науки астрономии. Он был математиком и составил таблицы, позволяющие более точно высчитывать видимое движение Солнца и Луны. Кроме того, астроном с большой точностью вычислил продолжительность года в тропическом поясе (погрешность составила всего 6 минут).
Гиппарх составил первый каталог звездного неба, в котором описал около 850 звезд, дал им имена и сгруппировал в созвездия. Он же разделил все звезды по яркости на шесть групп. Для вычислений ему приходилось пользоваться различными инструментами, и ученый усовершенствовал многие из них и даже изобрел новые.
Именно Гиппарх впервые высказал идею о том, что звезды: движутся по небу, а не висят неподвижно, как думали до сих пор. Впоследствии Плиний Старший (23 или 24-79) в своем труде ««стестведная история» написал, что благодаря ГЛпппарху «.стало возможно узнать не только, умирают ли звезды: или роождаются, но и переходят ли они со своих мест, слабеет ли их свет или разгорается. Он оставил небеса в наследство каждому, кто захочет овладеть ими».
Гиппарху принадлежит открытие явления прецессии, суть которой состоит в следующем. Как известно, земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 23° 27'. При наблюдении с Земли ее движение вокруг Солнца представляется как движение Солнца по эклиптике, которая пересекает экватор в точках весеннего и осеннего равноденствия. Земля совершает обороты вокруг своей оси, которая онписънваег в пространстве конус. И несмотря на то что это движение происходит очедь медленно (полный оборот ось совершает приблизительно за 26 тысяч лет), положение точек равноденствия все же постоянно изменяется относительно звезд. Таким образом, в течение года точка равноденнствия смещается всего-ннавсего на 50'', т. е. практически незаметно, поэтому точность вынчислений, проведенных ГЛпппархом в дренвние времена, поразительна.
Для подтверждения своих вычислений ученый рассчитал расстояние от Спики (альфа созвездия Девы) до точки осеннего равноденствия и сравнил его с расстоянием, которое полтора столетия назад высчитал александрийский астроном Тимохарис. Таким образом он выяснил, что точки равноденствия переместились вдоль эклиптики по направлению снвостонка на запад примерно на 2°.
|