s



главная :: новости :: история космонавтики :: астрономия
поиск по сайту
.
история
космонавтики

Первый Советский космонавт
Космонавты побывавшие в космосе
Астрономия Древней Греции
Космодром Байканур
Начало космической эры
Космическая техника СССР
Федерация Космонавтики - "Cтраницы история"

ХРОНИКА ОСВОЕНИЯ КОСМОСА
1920 1930 1940 1950
1960 1970 1980 1990
2000      
АСТРОНОМИЯ
ВСЕЛЕННАЯ
  Возникновение Вселенной
Познание Вселенной - цель разумной деятельности человека.
Большой взрыв. Рождение вселенной.
Звезды - далекие солнца.
«Биографии» звезд
Катастрофы Вселенной. Взрывающиеся звезды
Нужна ли генеральная уборка Вселенной?
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА
  СОЛНЦЕ
Меркурий (58 млн.км)
Венера (108 млн.км)
Земля (150 млн.км)
Марс (228 млн.км)
Пояс астероидов (420млн.км)
Юпитер (778 млн.км)
Сатурн (1427 млн.км)
Уран (2586 млн.км)
Нептун (4498 млн.км)
Плутон (5912 млн.км)
ГАЛАКТИКИ
  Наша галактика. Млечный Путь
Гигантские звездные системы
Многообразный мир галактик.
Магеллановы Облака.
Метагалактика
статьи
связанные с космосом

Гравитация
Двойные звезды

КНИГИ
Тайны МАРСА
История заката двух миров
ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ

Тайны космоса XX век. Хроника необъяснимого

   ВСЕЛЕННАЯ ЗАДАЕТ ЗАГАДКИ
 Завод звезд
 
Пропасти космоса
 ПРОИСШЕСТВИЯ В МИРЕ ЗВЕЗД
 Молекулы в космосе
 ЧТО СЛЫШНО? 
 Как «запрягают» телескопы
 Планеты у чужих солнц
 Отзовись, Вселенная!
 ПУТЕШЕСТВИЯ ТАЯТ ОПАСНОСТИ 
 На ракете или под парусом?
 Реквием по теории
 Погода в космосе
 Компьютер вместо звездолета
 СЕКРЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
 Вселенские убийцы
 Астроблемы создают проблемы

 По метеоритам — пли!
 Воздушная тревога?
 Прилетали к нам волшебники?
 Клады в космосе
 ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ПЛАНЕТ
 Фантастика и математика
 Одиссея Луны
 ГДЕ ВОДА, ТАМ И ЖИЗНЬ?
 Путешествие по планетам
 Вижу жизнь на луне Юпитера!
 Большая прогулка
 МАРСИАНСКИЕ ХРОНИКИ
 Этапы большого пути
 Откуда мы родом?
 Так есть ди жизнь на Марсе?
 Одиссея продолжается...
 Можно ли там жить?
 Планета загадок
 ВОКРУГ ЗЕМЛИ
 Пресса создает шум
 Сказки о Луне
 Секс на «летающей тарелке»
 ПО СЛУХАМ И ДОСТОВЕРНО...
 Тайные катастрофы
 Первые полеты
 Так были ль американцы на Луне?
 Эпопея «Мира»
 КАТАСТРОФЫ ЗАВИСЯТ ОТ ЗВЕЗД?
 Незаконная дочь астрономии
 Еще о Ностродамусе
 Пророки за компьютерами
 Что рассказал «черный ящик»
 Когда пророчества сбываются
 СКВОЗЬ ПРИЗМУ БИБЛИИ
 Ковчег праведника, Вселенский потоп и Луна
 Корабли пророка
 Что стоит за Апокалипсисом?!
ТАЙНЫ ЛУННОЙ ГОНКИ
СССР И США: СОТРУДНИЧЕСТВО В КОСМОСЕ
   НАПЕРЕГОНКИ ИЛИ РУКА ОБ РУКУ?
 Период Дуайта Эйзенхауэра — Никиты Хрущева (конец 1950-х — 1964 г.)
 Отступление первое: Вернер фон Браун
 Отступление второе: люди в «железных масках»
 Академия наук (АН) СССР и советская научно-техническая элита
 Роль Королева
 Отступление третье: как формировался экипаж «Восхода»
 Отступление четвертое: так была ли «гонка за датами»?
 Американские ученые и спутник
 Оппозиция в США сотрудничеству с Советским Союзом
 Советский и американский спутники: некоторые тайны рождения
 Зачем Соединенным Штатам нужно было сотрудничество с СССР?
 Реакция СССР на предложение США
 Первые шаги к сотрудничеству
 Специальный (Ad Нос) комитет по использованию космического пространства в мирных целях
 Постоянный комитет по использованию космического пространства в мирных целях
 Соединенные Штаты проявляют настойчивость
 Попытка прорыва (Хрущев — Кеннеди)
 Приоритет — сотрудничеству
 Кеннеди отстаивает идею сотрудничества
 Отступление пятое: Джеймс Уэбб
 Решение о пилотируемом полете на Луну
 И вновь «всемирный» подход...
 Хрущев проявляет гибкость
 Переговоры Благонравова и Драйдена
 В поиске выхода из тупика
 Встреча в Белом доме, или для чего Кеннеди понадобился «Аполлон»?
 Прелюдия к предложению в ООН
 От Карибского кризиса — к «справедливому и настоящему миру»

 Лунная программа подвергнута критике
 Отступление шестое: конец «медового месяца» лунной программы
 СССР выходит из «лунной гонки»?
 Подготовка к выступлению в ООН
 НАСА — «за» или «против»?
 Почему ООН?
 Реакция в США на предложение Кеннеди
 Но был ли у сотрудничества шанс?
 «ЗАСТОЙ»
 Периоды Никиты Хрущева-Линдона Джонсона и Леонида Брежнева-Линдона Джонсона (середина — конец 1960-х гг.)
 Последствия доклада НАСА
 НАСА — АН СССР: надежды и разочарования
 Политические перемены на Земле и в космосе
 Соглашения в рамках ООН: свет в конце тоннеля или тупика?
 Международное сотрудничество в космосе или поиск союзников в космическом «противоборстве»?
 ОТ «ЛУННОЙ ГОНКИ» К «РУКОПОЖАТИЮ В КОСМОСЕ» (конец 1960-х — начало 1970-х гг.)
 Разрядка
 Окончание «лунной гонки»
 Отступление седьмое: почему СССР проиграл «лунную гонку»?
 Космическая программа США «теряет обороты»
 Позиция Никсона
 Космическая отрасль США: из кризиса «под руку» с СССР?
 Станция под вопросом
 СССР: сближаться или нет?
 Совпадение профессиональных интересов



ЧЕТЫРЕ КЛЮЧА К КОСМОЛОГИИ 
ПЛАН ВСЕЛЕННОЙ 
Большие структуры 
Горячая или холодная 
Ясной ночью… 
Мощь спектра мощности 
Исследования крупномасштабной структуры 
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ВСЕЛЕННЫЕ 
Уровень 1 За нашим космическим горизонтом 
Уровень 2 Другие постинфляционные домены 
Уровень 3 Квантовое множество вселенных 
Уровень 4 Другие математические структуры 
Что говорил Оккам? 
МИФ О НАЧАЛЕ ВРЕМЕН 
Странное совпадение 
Эволюция революции 
Связывание свободных концов 
Приручение бесконечности 
Соударение мембран 
КОСМИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ 
Поиск начал 
Поразительное созвучие 
Еще не вечер 
ОТ ЗАМЕДЛЕНИЯ К УСКОРЕНИЮ
Битва титанов 
Охота за сверхновыми 
Наша космическая судьба 
КОСМИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА 
Рождение постоянной 
Энергия пустоты 
Шаг назад 
Мир суперсимметрии 
Геометрия и конечная судьба Вселенной 
КТО НАРУШИЛ ЗАКОН ТЯГОТЕНИЯ 
Квинтэссенция из ничего 
Пожизненное заключение 
Физика на мембране 
Искривление мембраны 
Нарушители законов 



ВТОРАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ КОСМИЧЕССКАЯ ПРОГРАММА(1971-1975)

Первые долговременные орбитальные станции

    Работы по космическому кораблю "Союз" имели принципиальное значение для НПО "Энергия", космической отрасли промышленности и отечественной космонавтики в целом. Был создан надежный пилотируемый космический корабль (КК), способный выполнять автономные полеты в исследовательских целях и, главное, обеспечивать эксплуатацию долговременных орбитальных станций (типа "Салют" и "Алмаз"). КК "Союз", при постройке и отработке которого были использованы прогрессивные технические решения, послужил базовой моделью для разработки целого семейства пилотируемых космических кораблей, в том числе КК для исследования Луны и грузовых КК для снабжения станций.
    Разработанный для "Союза" комплекс бортовых систем стал основой оборудования первой станции "Салют". Благодаря работам по "Союзу" в нашей стране была создана инфраструктура для подготовки и проведения пилотируемых полетов. Столь же большое значение имела разработка ряда ракет-носителей типа "Союз", которые в течение трех десятилетий выводят на орбиту пилотируемые, а затем и грузовые космические корабли. Создание космического корабля "Союз" неразрывно связано с именем СП. Королева, оценившего его значение и фактически давшего "Союзу" путевку в жизнь. В работу над КК "Союз" (7К-ОК, 7-КТ) — поиск и реализацию прогрессивных технических решений, в разработку бортовых и наземных систем, в подготовку кораблей и проведение испытаний большой вклад внесли сотрудники НПО "Энергия".
    Еще при СП. Королеве в ОКБ-1 началась проработка идеи многоцелевой космической базы-станции (МКБС). В.П. Мишин, став главным конструктором, поручил руководство этой работой проектанту-баллистику Виталию Константиновичу Безвербому. МКБС ложна была служить космическим портом в "орбитальном поясе", предложенном СП. Королевым, в который "заходили бы" другие космические аппараты для сдачи информационных материалов, перезарядки аппаратуры, заправки топливом и обслуживания. Такое обслуживание позволило бы продлить сроки активного нахождения космических аппаратов на рабочих орбитах. Создание МКБС связывалось с ракетой HI.
    Начатые работы по "Алмазу" и образование экспериментальной орбитальной станции путем стыковки двух пилотируемых кораблей "Союз-4" и "Союз-5" активизировали в 1970 г. работы в ЦКБЭМ по долговременным орбитальным станциям.
    Первоначально идея строилась на использовании агрегатов ракеты Р-7 и систем от КА "Союз" для создания ДОС массой до 18 т, выводимой в космос ракетой УР-500. Но вскоре родилась более простая идея -соединить системы "Союза" с корпусными конструкциями ОПС "Алмаз". Эта идея была успешно реализована опытным коллективом бывшего ОКБ-23, ставшего филиалом челомеевского ОКБ-52. Конструкторы вместе с технологами и рабочими завода им. М.В. Хруничева (ЗИХ) быстро справились с задачей создания корпусов космической орбитальной станции. Достоинством использования для разработки ДОС задела по "Алмазу" было и то, что на "Алмазе" уже были применены разработанные ВНИИЭМ электромеханические системы стабилизации с шаровым двигателем-маховиком и кольцевым маховиком с большим кинетическим моментом, а также для управления аппаратурой использовалась бортовая цифровая вычислительная машина "Аргон-16", созданная во Всесоюзном научном институте цифровой вычислительной техники (ВНИЦЭВТ). Эта идея позволяла создать в короткие сроки приоритетную долговременную станцию, которую в отличие от "Алмаза" можно было использовать для международного сотрудничества в интересах науки и экономики.
    Целесообразность создания такой станции обсуждалась на совещании в ЦК КПСС у Д.Ф. Устинова, где идея создания ДОС получила поддержку. Срочно были подготовлены приказ министра, решение и график работ ВПК и проекты постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Непосредственным руководителем работ по ДОС был назначен Ю.П. Семенов. Таким образом, в ЦКБЭМ была начата работа по теме, которой в течение последующих 25 лет суждено было стать основным направлением работ, позволившим СССР, а затем России сохранять приоритет в этой области космических исследований. Появление на орбите первой в мире орбитальной станции открыло новую эпоху в исследовании человеком космического пространства.
    Постановление Правительства по созданию долговременных орбитальных станций вышло 9 февраля 1970 г. В соответствии с ним ДОС должна была полететь уже через год. Такое задание являлось исключительно напряженным, ведь программа Н1-ЛЗ была еще в полном разгаре. В филиале ЦКБМ старшим по связи с ЦКБЭМ стал В.В. Палло, который и являлся одним из основных организаторов работ по станциям ДОС в КБ и на заводе им. М.В. Хруничева.
    19 апреля 1971 г. ракетой-носителем "Протон" на орбиту была выведена первая долговременная орбитальная станция (ДОС-1) "Салют". 23 апреля был запущен транспортный корабль "Союз-10" с экипажем на борту, в состав которого вошли В.А. Шаталов, А.С. Елисеев, Н.Н. Рукавишников. Они должны были стать первым экипажем орбитальной станции.
    Через сутки корабль был состыкован с "Салютом". Сближение корабля с "Салютом" до расстояния 180 м осуществлялось в автоматическом режиме, затем космонавты выполнили сближение и причаливание. Во время стыковки возникло повреждение стыковочного узла. В такой ситуации переход космонавтов на борт станции оказался невозможным. Полет космической системы станция — корабль в состыкованном состоянии продолжался 5 ч 30 мин, в течение которых проводилась проверка бортовых систем, оценивались динамические характеристики связки корабль - станция. Выполнив рекомендации Центра управления полетом, экипаж произвел расстыковку и отвел корабль от станции. К счастью, при этом стыковочный узел остался неповрежденным.
    В течение полутора месяцев научная станция продолжала полет по околоземной орбите в автоматическом режиме под наблюдением Центра управления полетом.
    6 июня стартовал транспортный корабль "Союз-11" с новым экипажем на борту: Г.Т. Добровольским, В.Н. Волковым и В.И. Пацаевым. После проведения в автоматическом режиме необходимых маневров по сближению корабля и станции на орбите экипаж с расстояния 100 м начал операцию по сближению со станцией и осуществил причаливание к ней. Затем космонавты перешли в помещение станции. Таким образом, за два года до запуска Соединенными Штатами орбитальной станции "Скайлэб" начала функционировать первая в мире большая орбитальная научная станция "Салют", оснащенная несколькими типами аппаратуры и приборов, включая телескоп, спектрометры, электрофотометры, телевизионные установки. Полностью завершив обширную программу научно-технических экспериментов, космонавты перешли в транспортный корабль "Союз-П" и расстыковались с орбитальной станцией. Несчастье случилось после того, как сработали тормозные двигатели и корабль начал спуск. При отделении орбитального отсека корабля "Союз-П" в спускаемом аппарате неожиданно открылся клапан для выравнивания давления (в штатном режиме он срабатывает на участке парашютного спуска на высоте 4 км), и весь воздух из спускаемого аппарата вышел в вакуум. Аппарат произвел нормальную посадку на раскрывшемся над ним парашюте, но когда прибыли группы поиска и был открыт люк спускаемого аппарата, космонавты были мертвы. Этот трагический эпизод в истории советской космонавтики показал, что все еще существует огромный риск при осуществлении космических полетов.
    Через 175 суток после запуска ДОС Центр управления полетом дал команду на срабатывание тормозных двигателей, первая орбитальная станция "Салют" вошла в плотные слои атмосферы и без каких-либо неприятностей прекратила существование над Тихим океаном.
    В 1972 г. была сделана попытка вывести на орбиту новую орбитальную станцию (ДОС-2), но из-за нештатного полета ракеты-носителя она оказалась неудачной.
    В этом же году прошла реорганизация подразделений головного КБ. Главным конструктором орбитальных станций назначили Ю.П. Семенова.
    11 мая 1973 г. на околоземную орбиту была выведена научная станция ДОС-3 ("Космос-557"), но из-за отказа датчика ионного потока системы управления ее нормальное функционирование на орбите оказалось невозможным.
    Во время вынужденного перерыва в эксплуатации орбитальных станций в СССР в США были проведены испытания орбитальной станции "Скайлэб", на которой работали три экспедиции продолжительностью 28,59 и 84 суток. На этом американская программа орбитальных станций была прекращена на 20 лет.
    В этот период конструкторы работали над устранением недостатков, которые были обнаружены при полете пилотируемого транспортного корабля "Союз-П". В сентябре и декабре 1973 г. были произведены запуски кораблей "Союз-12" (космонавты В.Г. Лазарев, О.Г. Макаров) и "Союз-13" (космонавты П.И. Климук, В.В. Лебедев). В этих запусках были проверены усовершенствованные бортовые системы кораблей.
    Запуски орбитальных станций "Салют" были продолжены после испытаний орбитальной станции "Алмаз-2" ("Салют-3"). Завершающим для ДОС первого поколения явился запуск 26 декабря 1974 г. научной станции "Салют-4". С этой станцией должны были работать два экипажа космонавтов. 11 января 1975 г. на корабле "Союз-17" космонавты А.А. Губарев и Г.М. Гречко стартовали для проведения научных и технических экспериментов и визуальных наблюдений. Масса научной аппаратуры станции составляла 2000 кг. На станции "Салют-4" были установлены три новых панели солнечных батарей по схеме самолетных плоскостей и оригинальная автономная система навигации "Дельта". После выполнения всех экспериментов 9 февраля 1975 г. космонавты вернулись на Землю, а станция продолжала работать в автоматическом режиме. 5 апреля 1975 г. стартовал КК "Союз-18-1" (космонавты В.Г. Лазарев и О.Г. Макаров), однако из-за аварии ракеты-носителя на участке выведения экспедиция не состоялась. Спускаемый аппарат вместе с космонавтами отделился от ракеты-носителя и опустился на Землю в горах Алтая.
    24 мая 1975 г. был произведен запуск корабля "Союз-18", который доставил на орбитальную станцию "Салют-4" космонавтов П.И. Климука и В.И. Севастьянова. На станции экипаж продолжил уже начатые эксперименты. После пребывания на станции в течение 63 суток 26 июля 1975 г. экипаж вернулся на Землю.
    Для дальнейшей отработки и испытаний систем корабля и станции, конструкций и бортовых систем обоих космических аппаратов 17 ноября 1975 г. был запущен и состыковался со станцией беспилотный транспортный космический корабль "Союз-20". В состав полезного груза транспортного корабля "Союз-20" был включен ряд биологических объектов - высших растений и живых организмов, с которыми в течение трех месяцев проводились комплексные биологические эксперименты. Корабль вернулся на Землю 16 февраля 1976 г. Станция "Салют-4" работала на космической орбите более двух лет.
    В том же году, 15 сентября, был произведен запуск космического корабля "Союз-22" с космонавтами В.Ф. Быковским и В.В. Аксеновым. На "Союзе-22" была установлена многозональная спектральная фотоаппаратура высокого разрешения МКФ-6,изготовленная в ГДР известным оптическим предприятием "Карл Цейс Йена". С помощью этой аппаратуры в течение 8 дней в интересах народного хозяйства проводилось фотографирование территории ГДР и СССР. На этом закончились исследования в космическом пространстве с использованием долговременных орбитальных станций "Салют" первого поколения.
    Работы по станции "Салют-4" были высоко оценены руководством страны. Главный конструктор Ю.П. Семенов и сборщик кораблей "Союз" цеха 444 ЗЭМ В.И. Морозов за эту работу были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Многие участники этих работ были удостоены Государственных премий, награждены высшими наградами страны.

ГРАВИТАЦИЯ
 

Ньютон и его предшественники
Специальная теория относительности
Теория относительности и гравитация
Относительность свободного падения
Тяготение во времени и пространстве



Рекомендуем прочитать

Венера родная сестра Земли. >>> Обнаруженная учеными вулканическая активность Венеры, по мнению самих ученых, вероятнее всего свидетельствует о сходстве с нашей планетой. Данное исследование проводилось группой американских ученых в Лаборатории реактивного движения  NASA с помощью космического аппарата «Венера – экспресс», который с весны 2006 года является искусственным спутником Венеры.

Гигантский вихрь на южном полюсе Нептуна >>> Исследования и наблюдения американских ученых – астрономов за планетой солнечной системы Нептун зарегистрировали скопление облаков у южного полюса этой планеты. По мнению ученых, это скопление облаков может свидетельствовать о существовании вихря, сильной мощности и масштабности в этом районе Нептуна.
 

 

/
Сайт по космосу. Дизайн soz/