главная :: новости :: история космонавтики :: астрномия
поиск по сайту
.
история
космонавтики

Первый Советский космонавт
Космонавты побывавшие в космосе
Астрономия Древней Греции
Космодром Байканур
Начало космической эры
Космическая техника СССР
Федерация Космонавтики - "Cтраницы история"

ХРОНИКА ОСВОЕНИЯ КОСМОСА
1920 1930 1940 1950
1960 1970 1980 1990
2000      
АСТРОНОМИЯ
ВСЕЛЕННАЯ
  Возникновение Вселенной
Познание Вселенной - цель разумной деятельности человека.
Большой взрыв. Рождение вселенной.
Звезды - далекие солнца.
«Биографии» звезд
Катастрофы Вселенной. Взрывающиеся звезды
Нужна ли генеральная уборка Вселенной?
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА
  СОЛНЦЕ
Меркурий (58 млн.км)
Венера (108 млн.км)
Земля (150 млн.км)
Марс (228 млн.км)
Пояс астероидов (420млн.км)
Юпитер (778 млн.км)
Сатурн (1427 млн.км)
Уран (2586 млн.км)
Нептун (4498 млн.км)
Плутон (5912 млн.км)
ГАЛАКТИКИ
  Наша галактика. Млечный Путь
Гигантские звездные системы
Многообразный мир галактик.
Магеллановы Облака.
Метагалактика
статьи
связанные с космосом

Гравитация
Двойные звезды

КНИГИ
Тайны МАРСА
История заката двух миров
ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ

Тайны космоса XX век. Хроника необъяснимого

   ВСЕЛЕННАЯ ЗАДАЕТ ЗАГАДКИ
 Завод звезд
 
Пропасти космоса
 ПРОИСШЕСТВИЯ В МИРЕ ЗВЕЗД
 Молекулы в космосе
 ЧТО СЛЫШНО? 
 Как «запрягают» телескопы
 Планеты у чужих солнц
 Отзовись, Вселенная!
 ПУТЕШЕСТВИЯ ТАЯТ ОПАСНОСТИ 
 На ракете или под парусом?
 Реквием по теории
 Погода в космосе
 Компьютер вместо звездолета
 СЕКРЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
 Вселенские убийцы
 Астроблемы создают проблемы

 По метеоритам — пли!
 Воздушная тревога?
 Прилетали к нам волшебники?
 Клады в космосе
 ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ПЛАНЕТ
 Фантастика и математика
 Одиссея Луны
 ГДЕ ВОДА, ТАМ И ЖИЗНЬ?
 Путешествие по планетам
 Вижу жизнь на луне Юпитера!
 Большая прогулка
 МАРСИАНСКИЕ ХРОНИКИ
 Этапы большого пути
 Откуда мы родом?
 Так есть ди жизнь на Марсе?
 Одиссея продолжается...
 Можно ли там жить?
 Планета загадок
 ВОКРУГ ЗЕМЛИ
 Пресса создает шум
 Сказки о Луне
 Секс на «летающей тарелке»
 ПО СЛУХАМ И ДОСТОВЕРНО...
 Тайные катастрофы
 Первые полеты
 Так были ль американцы на Луне?
 Эпопея «Мира»
 КАТАСТРОФЫ ЗАВИСЯТ ОТ ЗВЕЗД?
 Незаконная дочь астрономии
 Еще о Ностродамусе
 Пророки за компьютерами
 Что рассказал «черный ящик»
 Когда пророчества сбываются
 СКВОЗЬ ПРИЗМУ БИБЛИИ
 Ковчег праведника, Вселенский потоп и Луна
 Корабли пророка
 Что стоит за Апокалипсисом?!
ТАЙНЫ ЛУННОЙ ГОНКИ
СССР И США: СОТРУДНИЧЕСТВО В КОСМОСЕ
   НАПЕРЕГОНКИ ИЛИ РУКА ОБ РУКУ?
 Период Дуайта Эйзенхауэра — Никиты Хрущева (конец 1950-х — 1964 г.)
 Отступление первое: Вернер фон Браун
 Отступление второе: люди в «железных масках»
 Академия наук (АН) СССР и советская научно-техническая элита
 Роль Королева
 Отступление третье: как формировался экипаж «Восхода»
 Отступление четвертое: так была ли «гонка за датами»?
 Американские ученые и спутник
 Оппозиция в США сотрудничеству с Советским Союзом
 Советский и американский спутники: некоторые тайны рождения
 Зачем Соединенным Штатам нужно было сотрудничество с СССР?
 Реакция СССР на предложение США
 Первые шаги к сотрудничеству
 Специальный (Ad Нос) комитет по использованию космического пространства в мирных целях
 Постоянный комитет по использованию космического пространства в мирных целях
 Соединенные Штаты проявляют настойчивость
 Попытка прорыва (Хрущев — Кеннеди)
 Приоритет — сотрудничеству
 Кеннеди отстаивает идею сотрудничества
 Отступление пятое: Джеймс Уэбб
 Решение о пилотируемом полете на Луну
 И вновь «всемирный» подход...
 Хрущев проявляет гибкость
 Переговоры Благонравова и Драйдена
 В поиске выхода из тупика
 Встреча в Белом доме, или для чего Кеннеди понадобился «Аполлон»?
 Прелюдия к предложению в ООН
 От Карибского кризиса — к «справедливому и настоящему миру»

 Лунная программа подвергнута критике
 Отступление шестое: конец «медового месяца» лунной программы
 СССР выходит из «лунной гонки»?
 Подготовка к выступлению в ООН
 НАСА — «за» или «против»?
 Почему ООН?
 Реакция в США на предложение Кеннеди
 Но был ли у сотрудничества шанс?
 «ЗАСТОЙ»
 Периоды Никиты Хрущева-Линдона Джонсона и Леонида Брежнева-Линдона Джонсона (середина — конец 1960-х гг.)
 Последствия доклада НАСА
 НАСА — АН СССР: надежды и разочарования
 Политические перемены на Земле и в космосе
 Соглашения в рамках ООН: свет в конце тоннеля или тупика?
 Международное сотрудничество в космосе или поиск союзников в космическом «противоборстве»?
 ОТ «ЛУННОЙ ГОНКИ» К «РУКОПОЖАТИЮ В КОСМОСЕ» (конец 1960-х — начало 1970-х гг.)
 Разрядка
 Окончание «лунной гонки»
 Отступление седьмое: почему СССР проиграл «лунную гонку»?
 Космическая программа США «теряет обороты»
 Позиция Никсона
 Космическая отрасль США: из кризиса «под руку» с СССР?
 Станция под вопросом
 СССР: сближаться или нет?
 Совпадение профессиональных интересов



Астрономия Древней Греции
Астрономия Древних Греков
Тот самый Пифагор
Аристотель и первая научная картина мира
Первый гелиоцентрист
«Phaenomena» Евклида и основные элементы небесной сферы
Самая яркая “звезда” александрийского неба.
Календарь и звезды

 

Чиатаем статьи
Ученые нашли новый источник воды на Луне 
Астроном раскрыл данные о похожих на Землю планетах вопреки правилам NASA 
В Сеть выложили самую точную карту Марса
Инженеры НАСА "будят" аппарат Mars Odyssey
Mars Odyssey вернулся к нормальной работе
Зонд New Horizons "оглянулся" на Юпитер 
Марсоход "Оппортьюнити" впервые увидел "пылевого дьявола" 
Обломок китайского спутника не угрожает МКС 
Китай лидирует по количеству космического мусора 
Ученые оценят точность измерений зонда CryoSat-2 по первым данным 
В NASA провели первый тест-драйв нового марсохода 


Широкоформатные плиты слэбы из гранита и мрамора.

 

Космодром Байканура - история (информация взята с неофициального сайта )

«...С берега Вселенной, которым стала свя­щенная земля нашей Родины, — писал Главный конструктор ракетно-космических систем С. П. Королев, — не раз уйдут в еще не известные дали космические корабли. Каждый их полет и возвращение будут великим праздником нашего народа, всего передового человечества, победой Разума и Прогресса».

Первым причалом берега Вселенной стал кос­модром «Байконур». В 1954 году была создана Го­сударственная комиссия по выбору места строи­тельства космодрома. Председателем комиссии был назначен начальник испытательного полигона «Капустин Яр» генерал-лейтенант артиллерии В.И. Вознюк. Проведя рекогносцировку нескольких районов страны, комиссия вышла с предложением о размещении космодрома в пустынном районе Казахстана восточное Аральского моря, в несколь­ких сотнях километров от поселка Байконыр. Это место имело ряд преимуществ перед другими: ма­лонаселенность не только в районе космодрома, но и по трассе запускаемых ракет, равнинная по­лупустынная местность, наличие крупнейшей сре­днеазиатской реки Сыр-Дарьи, проходящие вбли­зи железнодорожная магистраль и автомобильная трасса, более трехсот солнечных дней в году и, главное, близость к экватору, дающая возмож­ность использовать для запусков дополнительную скорость вращения Земли.

12 февраля 1955 года правительством было при­нято решение о строительстве космодрома «Байко­нур». Руководителем строительства был назначен известный строитель генерал-майор Г.М. Шубников. Примечательно то, что именно он руководил возве­дением монумента воину-освободителю по проекту Е.В. Вучетича в Трептов-парке в Берлине.

В январе 1955 года прибыл первый отряд воен­ных строителей под командованием старшего лей­тенанта И.Н. Денежкина. Началось создание произ­водственной базы: закладывались бетонные заво­ды, растворные узлы, механизированные склады для песка и гравия, организовывалось лесопильное и деревообрабатывающее производство. Одновре­менно с началом строительства шел процесс фор­мирования самого коллектива создателей космиче­ской гавани.

Трудности, с которыми встретились строители космодрома, были связаны не только с суровыми климатическими условиями, но и с неустроенностью быта и, самое главное, с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием какого-либо опыта в создании подобных объектов. Не выдерживали ма­шины, но люди выстояли.

Один из организаторов и участников создания космодрома М.Г. Григоренко вспоминал: «...Нигде в мире не было опыта проектирования и строительст­ва столь сложных, по существу, уникальных соору­жений и комплексов, как космодром. Требования к точности и долговечности конструкций были пре­дельно высокими. Без повседневной изобретатель­ности, творчества, инженерной смелости, без уме­ния идти на риск успеха добиться было бы невозможно. И, я думаю, не случайно руководящий со­став строительства составляли фронтовики — лю­ди, прошедшие тяжкие испытания войны, закалив­шиеся в ее горниле, люди, которых никакие трудно­сти не могли ни испугать, ни остановить».

Несмотря на тяжелейшие условия, в первые месяцы были проложены автомобильная и желез­ная дороги и начато строительство основного объ­екта — будущего первого стартового комплекса. Для его создания потребовалось поднять около миллиона кубометров грунта и уложить свыше три­дцати тысяч кубометров бетона.

Через четыре месяца стартовое сооружение было сдано под монтаж пускового оборудования. В установленные сроки был сдан и первый монтажно-испытательный корпус.

5 мая 1955 года началось строительство жилого поселка испытателей космодрома, носившего в раз­ное время разные названия: «Ташкент-90», поселок «Заря», поселок «Звездоград», город Ленинск и с декабря 1995 года — город Байконур.

2 июня 1955 года директивой Генерального шта­ба утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона (НИИП). Эта дата была официально при­знана днем рождения космодрома «Байконур».

К концу 1955 года в состав полигона входило 26 частей и отдельных подразделений. Первыми были сформированы автомобильный батальон, авиацион­ное звено, рота охраны и военный госпиталь. Из Белокоровичей на полигон прибыл дивизион брига­ды Резерва Верховного Главнокомандования. На­чальником 5-го НИИП был назначен генерал-лейте­нант артиллерии А. И. Нестеренко. Общая числен­ность работавших на полигоне в конце 1955 года со­ставила 1900 военнослужащих и 664 рабочих и слу­жащих.

В декабре 1956 года строительство первооче­редных объектов первой космической гавани было завершено. Началась отделка наземного оборудо­вания, подготовка к испытаниям ракетных комплек­сов. К началу испытаний на полигоне находилось 427 инженеров и 237 техников, из них до 25 лет — 48 % и около 50 % участников Великой Отечествен­ной войны. Общая численность военнослужащих возросла до 3600 человек. Большинство испытате­лей прошло обучение и стажировку на заводах, про­изводящих ракетную технику, в научно-исследова­тельских институтах и конструкторских бюро, на по­лигоне «Капустин Яр».

15 мая 1957 года со стартовой площадки полиго­на произведен первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 конструкции С. П. Коро­лева. Ракета состояла из центрального блока, четы­рех боковых блоков и головной части, имела длину 32 м, максимальный диаметр центрального блока 2,95 м, боковые блоки длиной 19,8 м с максимальным диаметром 2,95 м. Максимальная ширина по воздуш­ным рулям пакета 10,3 м. Стартовая масса до 273 т, тяга на Земле 3940 кН, дальность полета 8600 км.

При первом пуске ракета пролетела 400 км. Пуск оказался неудачным из-за возникшего пожара в

хвостовом отсеке. Первый и также неудачный пуск МБР «Атлас» в США состоялся в июне 1957 года.

Р-7, запущенная с 5-го НИИП 21 августа 1957 го­да, успешно отработала активный участок траекто­рии и доставила в заданный район головную часть. Испытания показали, что ракета Р-7 может вывести на орбиту искусственный спутник Земли.

4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут 34 се­кунды по московскому времени (5 октября в 00 ча­сов 28 минут 34 секунды по байконурскому време­ни) со стартовой площадки № 1 5-го НИИП ракетой Р-7 выведен на околоземную орбиту первый в ми­ре искусственный спутник Земли (ИСЗ). Вес спут­ника составил 83,6 кг. Так был начат отсчет косми­ческой эры. Первый ИСЗ просуществовал в космо­се 92 суток, совершил 1400 оборотов вокруг Зем­ли и прошел при этом путь протяженностью около 60 000 000 км.

3 ноября 1957 года с космодрома стартовал в ко­смос второй ИСЗ, в герметичной кабине которого находилась собака Лайка, вес спутника составил 508,3 кг.

В конце 1957 года 5-й НИИП имел в своем соста­ве 1 монтажно-испытательный комплекс, 1 старт, 15 измерительных пунктов (9 на территории Казахста­на и 6 на территории Российской Федерации), базы падения первой ступени и головной части. В декаб­ре 1957 года за образцовое выполнение воинского долга в ходе испытаний ракетно-космической техни­ки группа военнослужащих 5-го НИИП получила го­сударственные награды.

В США МБР «Атлас» в декабре 1957 года проле­тела 600 км, а первый американский спутник «Экс-плорер-1» был запущен 1 февраля 1958 года и ве­сил 8,3 кг. Он умещался на ладони, и американская пресса назвала его «апельсином».

В 1958 году продолжается отработка ракеты-но­сителя Р-7 и ее головной части на полигонную дея­тельность. Измерительный комплекс космодрома дооснащается новыми радиотелеметрическими станциями.

15 мая произведен запуск ракеты-носителя Р-7, которая вывела на орбиту третий ИСЗ весом 1327 кг.

2 июля 1958 года начальником полигона назна­чен полковник К.В. Герчик, ранее возглавлявший штаб космодрома.

17 августа неудачной попыткой США запустить к Луне зонд «Пионер» началась изнурительная гон­ка к Луне США и нашего государства. Неудачные попытки приблизиться к Луне были предприняты США также 11 октября, 8 ноября и 6 декабря 1958 года.

23 сентября на 5-м НИИП неудачно закончилась попытка запуска космического аппарата к Луне с по­мощью созданной на базе Р-7 трехступенчатой ра­кеты «Восток». Неудачные пуски состоялись также 12 октября и 3 декабря 1958 года.

В 1958 году со стартовой площадки 5-го НИИП было произведено 10 пусков (7 ракетой-носителем Р-7 и 3 ракетой-носителем «Восток").

Новый, 1959 год принес очередную победу по освоению космического пространства. 2 января в 19 часов 41 минуту 21 секунду московского времени к Луне стартовал первый в мире космический аппа­рат. Впервые достигнута вторая космическая ско­рость и создан первый искусственный спутник Лу­ны, Космический аппарат «Луна-1» был запущен ра­кетой-носителем «Восток" конструкции С.П. Коро­лева, его масса составила 1472 кг, космический ап­парат прошел в 5000 км от Луны. Телеметрические станции измерительного комплекса полигона прини­мали сигналы лунника на всей трассе до Луны.

3 марта 1959 года запущен первый в США авто­матический межпланетный аппарат «Пионер-1» массой 6,1 кг. Он прошел в 60000 км от Луны вместо запланированных 24000 км.

Осенью 1959 года была впервые решена задача доставки аппарата на Луну. Ее выполнила станция «Луна-2», запущенная 12 сентября. Станция «Луна-2" точно вышла на расчетную орбиту и 14 сентября в 00 часов 02 минуты 02 секунды по московскому времени достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности, примерно в 800 км от центра лунного дис­ка. На Луну были доставлены шаровой и ленточный вымпелы с изображением Герба Советского Союза с надписью «СССР. Сентябрь 1959». Дубликаты вымпелов ныне хранятся в Музее космодрома.

Через 20 суток, 4 октября, с целью осуществле­ния фотосъемки обратной стороны Луны с 5-го НИ­ИП произведен запуск очередной автоматической станции «Луна-3». Станция сфотографировала поч­ти половину поверхности лунного шара, две трети фотографий составили изображение обратной сто­роны Луны. На основании фотографий, переданных станцией «Луна-3», в 1960 году были составлены первые атласы и карта обратной стороны Луны.

В течение 1959 года на полигоне произведено 16 пусков, 14 из которых удачные; продолжает раз­виваться полигонный измерительный комплекс; за­вершен второй этап испытаний ракеты Р-7 на поли­гонную дальность с требуемой точностью.

В поселке «Заря» в конце 1959 году проживает уже 8000 человек.

В январе 1960 года на полигоне были заверше­ны летные испытания ракеты Р-7 и она поступила на вооружение Ракетных войск стратегического назна­чения.

15 мая запуском ракетой-носителем «Восток» ко­рабля-спутника началась подготовка полета челове­ка в космос. Ракета-носитель «Восток» имела длину 38,76 м, стартовую массу 287 т, начальную массу 3-й ступени 12,5 т. Масса полезного груза, выводимого на околоземную орбиту, — 4,725 т.

29 июля 1960 года труд испытателей полигона был по достоинству оценен. За успешные испыта­ния ракеты Р-7 и в связи с 5-летием полигон награ­жден орденом Красной Звезды.

Второй корабль-спутник, стартовавший 19 авгу­ста 1960 года, имел на борту первых живых «испы­тателей» собак Белку и Стрелку. После 17 оборотов вокруг Земли корабль приземлился в заданном рай­оне. «Испытатели» нормально перенесли полет и приземление. Это был важный этап в развитии ми­ровой космонавтики.

24 октября 1960 года произошла катастрофа при испытании новой межконтинентальной балли­стической ракеты Р-16 конструкции М.К. Янгеля. При проведении электрических испытаний на запра­вленной ракете произошел несанкционированный запуск двигателей 2-й ступени. В результате воз­никшего пожара и отравления парами компонентов топлива погибло 76 военнослужащих и представи­телей промышленности. Среди погибших 35 офице­ров, 8 сержантов и 14 солдат. В числе погибших Главнокомандующий РВСН Главный маршал артил­лерии М.И. Неделин, руководители испытаний от по­лигона полковники А.И. Носов и Е.И. Осташев. Се­годня их имена носят улицы г. Байконура. Ежегодно 24 октября отмечается как День памяти погибших испытателей космодрома «Байконур».

24 декабря стартовал третий корабль-спутник с собаками Пчелкой и Мушкой. Из-за выключения двигателя 3-й ступени спускаемый аппарат отде­лился и совершил посадку на парашюте в Сибири у реки Нижняя Тунгуска. Животные остались живы.

На конец 1960 года на полигоне построено и при­нято в эксплуатацию 5 монтажно-испытательных корпусов, 4 старта. Идет подготовка к испытаниям новых образцов ракетно-космической техники. Соз­дана система противовоздушной обороны. В 1960 году воинские части полигона стали привлекаться к несению боевого дежурства. На полигоне находится более 10000 человек.

1 февраля 1961 года был подписан Указ о вруче­нии 5-му НИИП Боевого Знамени.

9 и 25 марта проведены последние летные ис­пытания космического корабля «Восток" с антропо­логическими манекенами и животными на борту.

12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут боевым расчетом 5-го НИИП подготовлен и выведен на ор­биту Земли космический корабль «Восток», пилоти­руемый нашим соотечественником Ю.А. Гагариным. Масса космического корабля составляла 4,73 т, дли­на — 4,4 м, максимальный диаметр — 2,43 м. «Вос­ток» совершил 1 оборот вокруг Земли за 1 час 48 минут и приземлился в Энгельском районе Саратов­ской области.

Впервые в документах о запуске 12 апреля 1961 года 5-й НИИП назван космодромом «Байконур».

В США первый пилотируемый баллистический полет длительностью 15 минут состоялся 5 мая 1961 года.

5 мая начальником полигона вместо убывшего на должность начальника ЦКП РВСН генерал-майо­ра К.В. Герчика назначен полковник А.Г. Захаров, бывший начальником штаба полигона.

6 августа 1961 года произведен запуск космиче­ского корабля «Восток» с космонавтом Г.С. Титовым на борту (17 витков, 25 часов полета). В США пер­вый орбитальный пилотируемый полет состоялся 28 февраля 1962 года (3 витка, 5 часов).

Итак, человек вырвался в космос. Сейчас, когда полеты за пределы земной атмосферы стали регу­лярными, а их научный и экономический эффект ре­ально ощутим, мы с большим вниманием можем оценить значение наших космических достижений в период, предшествовавший появлению качественно новой техники.

Старт «Востока», запуски следующих кораблей этой серии — не просто хронология событий. Это новые представления, новые замыслы и свершения. Новая эра в истории Земли. Пройдут годы, но даты первых космических полетов и образы пионеров ко­смических свершений, испытателей космодрома «Байконур», разработчиков и создателей космиче­ской техники, космонавтов останутся в благодарной памяти человечества.

Космодром «Байконур» стал символом космиче­ского века. Растущие масштабы и глубина исследования и освоения космоса, расширяющаяся перспе­ктива использования его возможностей в интересах науки и непосредственно хозяйственной деятельно­сти людей потребовали строительства новых космо­дромов. 20 декабря 1961 года по решению прави­тельства был создан космодром «Плесецк».

В 1965 году начальником космодрома «Байконур» назначается полковник А.А. Курушин (переведен в 1973 году в звании генерал-лейтенанта в г. Болшево Московской области). Впоследствии начальниками космодрома были генерал-лейтенанты В.И. Фадеев, Ю.Н. Сергунин, Ю.А. Жуков, А.Л. Крыжко. В сентя­бре 1992 года указами президентов России и Казах­стана начальником космодрома назначен генерал-лейтенант А.А. Шумилин, начавший свой армей­ский путь лейтенантом на космодроме «Байконур» в 1959 году.

За годы, прошедшие после полета в космос Ю.А. Гагарина, на космодроме «Байконур» испыта­ны новые поколения жидкостных межконтиненталь­ных баллистических ракет как легкого, так и тяже­лого классов, ставшие основой стратегической во­енной мощи страны. За это же время прошли испы­тания новые ракеты-носители легкого, среднего и тяжелого классов и их модификации: «Циклон», «Союз», «Протон», Н-1, «Зенит», «Энергия». Из них только Н-1 не завершила испытания не столько по техническим, сколько по чисто субъективистским причинам — борьба конструкторов за ведущее мес­то после смерти С.П. Королева.

С космодрома «Байконур» были запущены спут­ники серии «Космос», «Метеор», спутники связи и телевидения «Экран», «Радуга», «Горизонт», «Мол­ния», навигационный спутник «Глонасс», орбиталь­ные станции «Салют», «Мир», модули «Квант», ав­томатические межпланетные станции «Марс», «Ве­нера», «Зонд», «Вега». Запуск любого спутника с ко­смодрома «Байконур» обходится дешевле, чем с других космодромов страны. Стартовый район космодрома раскинулся на 85 км с севера на юг и на 125 км с запада на восток. Помимо стартового рай­она к космодрому относятся измерительные пункты, расположенные на расстоянии до 500 км по трассе полета ракет на территории Республики Казахстан, а также 22 поля падения отработавших ступеней ра­кет общей площадью 4,8 млн га выведенных из об­ращения земель.

В различные годы число основных технических сооружений достигало максимально: 52 стартовых сооружения, 34 технических комплекса, 3 вычисли­тельных центра, 16 стационарных измерительных пунктов, 2 подвижных автомобильных, 1 железно­дорожный, 4 самолетных измерительных пункта, 4 базы падения, кислородно-азотный завод, 2 механо­сборочных завода, 2 аэродрома и 5 посадочных пло­щадок, ТЭЦ мощностью 80 МВт, 2 энергопоезда, ме­теостанция, ионосферная станция.

На Байконуре за прошедшие 40 лет запущено более 1100 космических аппаратов различного на­значения и более 100 межконтинентальных балли­стических ракет, испытано 38 основных типов ракет, более 80 типов космических аппаратов и их моди­фикаций.

Но главная ценность космодрома — люди. О вы­соком научно-интеллектуальном потенциале кото­рых свидетельствуют следующие факты: выполне­но несколько сотен научно-исследовательских ра­бот, внедрены тысячи рацпредложений, несколько десятков изобретений, десятки испытателей защи­тили диссертации на соискание ученой степени. Первыми кандидатами технических наук в 1959 году стали: полковники А.А. Васильев, Ф.А. Горин, М.Ф. Журавлев, Н.Г. Мерзляков, А.И. Носов, подпол­ковники В.И. Белый, В.А. Боков, С.А. Калинин, А.Ф. Коршунов, Е.И. Осташев и С.Д. Титов.

Беззаветная преданность делу, высокое про­фессиональное мастерство, стремление к достиже­нию конечного результата были и остаются глав­ными качествами испытателей космодрома. И госу­дарство оценивает их труд по заслугам.

На Боевом Знамени космодрома ордена Ленина, Октябрьской Революции и Красной Звезды. Награж­дена орденом Красной Звезды войсковая часть 25741, боевым расчетом которой осуществлены за­пуски первого искусственного спутника Земли, корабля «Восток» с первым космонавтом планеты Зе­мля Ю.А. Гагариным и большинства пилотируемых космических кораблей.

Девяти труженикам Байконура (испытателям и военным строителям) присвоено звание Героя Соци­алистического Труда. Первым в 1957 году этого зва­ния был удостоен полковник А.И. Носов.

Впоследствии Героями Социалистического Тру­да стали генералы В.А. Бочков, А.С. Кириллов, А.А. Макарычев, А.С. Матренин, А.А. Федоров, А.А. Шумилин, майоры В.П. Березин, О.В. Николаев.

Сотни военнослужащих и лиц гражданского персонала космодрома отмечены государственны­ми наградами.

Почетными гражданами Байконура за его 45-летнюю историю стало свыше 100 человек. Среди них создатели ракетно-космической техники, отече­ственные и зарубежные космонавты и труженики космодрома: Н.М. Артеменко, А.И. Дрякин, В.А. Завалишина, А.И. Нестеренко, А.А. Ткаленко, Г.М. Шубников. 62 труженикам Байконура присвое­ны почетные звания в области науки, техники и культуры, более 30 человек стали лауреатами Ле­нинской и Государственной премий.

Дело, начатое первыми испытателями космо­дрома «Байконур», продолжается их детьми и вну­ками — многочисленные военные династии яркое тому свидетельство. В разное время свыше 200 мо­лодых лейтенантов, детей и внуков военнослужа­щих космодрома, возвращались служить на Байко­нур. Армейский контингент космодрома составляют не только мужчины. В рядах Вооруженных Сил Рос­сии на космодроме «Байконур» проходят службу 40 женщин-офицеров, 396 женщин-прапорщиков, свы­ше 1500 женщин солдат и сержантов контрактной службы( по состоянию на 1997 г.).

Сегодня Байконур открыт для мирового сотруд­ничества в области освоения космического про­странства, для реализации вывода на орбиты меж­дународных орбитальных комплексов нового поко­ления, пилотируемой космонавтики как единствен­ный, крупнейший в Евразии космодром.

Космодром сегодня
В центре космодрома продолжаются интенсивные работы по подготовке к запуску грузового транспортного корабля "Прогресс М-02М". На прошлой неделе корабль успешно прошел комплексные испытания, 6 апреля с ним были проведены проверки в безэховой камере, после чего корабль поступил в вакуум-камеру для проведения испытаний на герметичность. Корабль "Прогресс М-02М" - это второй корабль новой "четырехсотой" серии, оснащенный современными цифровыми системами. Вместо морально устаревшего бортового цифрового вычислительного комплекса "Аргон-16" на нем установлена современная цифровая вычислительная машина ЦВМ-101 и малогабаритная бортовая радиотелеметрическая система на электронных компонентах. За счет этого существенно выросли быстродействие и роизводительность вычислительных средств, уменьшилась масса оборудования вычислительного комплекса. После обкатки на "Прогрессах", новые системы будут внедрены и на пилотируемые корабли. Запуск "Прогресса М-01М" был успешно выполнен 26 ноября 2008 года. Пуск ракеты космического назначения "Союз-У" с грузовым транспортным кораблем "Прогресс М-02М" запланирован на 7 мая 2009 года.

 

СТАТЬИ ПО АСТРОНОМИИ И КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

"Протон-М" со спутником связи EchoStar 15 стартовал с Байконура 
Российская ракета-носитель "Протон-М" с американским спутником связи EchoStar в 22.40 мск стартовала с космодрома Байконур, сообщил РИА Новости представитель Роскосмоса. 
Роскосмос: китайские космические корабли могли бы летать к МКС 
Китайские космические корабли отвечают всем требованиям безопасности и могли бы, в случае необходимости, создать резерв российским "Союзам" и "Прогрессам" при выполнении полетов к Международной космической станции (МКС) после вывода из эксплуатации американских шаттлов, сообщил в четверг РИА Новости глава Роскосмоса Анатолий Перминов. 
Новый пилотируемый космический корабль "Русь-М" требует доработки 
Проект нового пилотируемого многоразового космического корабля под рабочим названием "Русь-М", представленный РКК "Энергия" на рассмотрение научно-технического совета Роскосмоса, скорее всего, потребует дополнительной доработки, сообщил в четверг РИА Новости руководитель Федерального космического агентства РФ Анатолий Перминов. 
Вице-премьер РФ понаблюдал за испытаниями двигателя ракеты "Протон" 
Вице-премьер РФ Сергей Иванов побывал в "Конструкторском бюро химавтоматики", где понаблюдал за испытаниями двигателя второй ступени ракеты-носителя "Протон". 
Роскосмос не будет возрождать проект "Буран", заявил Перминов 
Федеральное космическое агентство РФ не планирует возрождать легендарный проект запусков отечественных многоразовых космических кораблей типа "Буран", заявил глава Роскосмоса Анатолий Перминов, отвечая во вторник на вопросы студентов на открытии Международной молодежной научной школы "Исследование космоса: теория и практика". 
Ракету "Космос-3М" в Омске установят как памятник 
Власти Омской области планируют летом 2011 года установить в Омске ракету "Космос-3М", которая станет памятником жителям региона, внесшим существенный вклад в освоение космического пространства, сообщает во вторник пресс-служба областного правительства. 
/